Новый закон о рекламе в Беларуси: блогерам приготовиться

12 июля вступит в силу Закон Республики Беларусь от 6 января 2024 г. № 353-З «Об изменении законов по вопросам рекламы», корректирующий все действующие законы в этой сфере. «Корректировка» внесет серьезные изменения в правила создания и распространения рекламы. Рассказываем, чего ожидать на рекламном рынке страны, когда документ вступит в силу.

Реклама везде, или блогеры — тоже?

Пожалуй, самым главным и обсуждаемым изменением стали «поправки о блогерах», — именно так этот раздел успели окрестить в народе.

Но сначала следует уяснить, как законодательство работает сейчас?

В 2022 году в Беларуси создали реестр, куда были занесены все распространители рекламы, то есть печатные, сетевые, радио и теле СМИ, которые оказывают рекламные услуги. Реестр находится в открытом доступе, а за его наполнение отвечает МАРТ, который и является учредителем данного реестра.

Но блогеры остались за пределами внимания документа: то есть, если блогер выложил у себя в соцсетях рекламу (положительный отзыв) о какой-то услуге, то его в список не включают, в отличие от СМИ, рекламирующего ту же услугу.

Что же изменится с 12 июля?

С середины лета, когда вступят в силу изменения в Закон «О рекламе», в реестр будет вноситься информация обо всех ресурсах, которые размещают рекламу в Интернете в любой форме. Т.е. положительное упоминание о какой-то услуге в «сторис» уже будет считаться рекламой, даже, если автор не имеет никакого отношения к СМИ. Причем, как отмечают некоторые специалисты, с 12 июля (если не появится новых разъяснений по применению закона), рекламой могут считаться и действия, у которых нет цели что-либо продать или заработать. Например, человек рассказывает о родном крае, упоминает предприятия, заведения общепита и т.д., не пытаясь их рекламировать, и с 12 июля это будет расцениваться, как распространение рекламы.

Не совсем понятна ситуация и с такими двумя популярными инструментами продвижения, как таргетированная реклама и гивы. По новому законодательству оказывать услуги по рекламе смогут лишь ИП и юрлица, которые зарегистрируются в реестре, заполнив специальную форму, которую можно скачать на сайте МАРТ.

Пока специалисты не могут дать точного ответа, как будет работать новое законодательство, поскольку вариантов создания информационной продукции в Интернете очень много, поэтому все ждут вступления изменений в силу, а затем комментарии и разъяснения специалистов.

Согласование рекламы

12 июля вступят в силу и новые правила по согласованию рекламы. Размещение наружной рекламы на территории области допускается после ее согласования с гор- либо райисполкомом по месту ее размещения. А исполкомы уже сами согласовывают ее с облисполкомами. После согласования повторное размещение рекламы на территории области дополнительного разрешения не требует. Но чтобы разместить ее на территории соседней области, рекламу придется вновь согласовывать. В столице же рекламу нужно согласовать лишь с Мингорисполкомом.

Размещение наружной рекламы о лекарственных препаратах, методах оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники, биологически активных добавок к пище допускается только после согласования с Минздравом. При этом на телевидении разрешается рекламировать безрецептурные лекарства и изделия медицинского назначения без разрешения Минздрава.

Рекламы пива станет больше

Ещё одно нововведение — увеличение времени рекламы с 16 до 18 минут в течение каждого часа на радио и телевидении в прайм-тайм с 18.00 до 22.00 часов. Кроме того, снимается запрет на размещение рекламы в виде наложений, в том числе, и бегущей строкой в передачах, продолжительностью менее 15 минут.

Увеличится на час на ТВ и время рекламы пива и игорных заведений с 21.00 до 7.00 часов, а вот рекламу безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков по времени ограничивать не станут.

Есть положительные новшества и для граждан: с 12 июля, если человек не согласится на получение рекламных сообщений, ему будут не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты.

Кроме того, будет введен запрет на размещение рекламы о трудоустройстве и обучении за рубежом третьими лицами, т.е. рекламировать такие услуги смогут лишь те организации и ИП, которые эти услуги и оказывают. Причем, распространять рекламу разрешается лишь тем организациям, у которых есть согласование с Министерством образования и МВД.

Реклама обучения за рубежом должна будет полностью соответствовать согласованному тексту и размещаться на согласованном сайте. Такая реклама должна содержать информацию об обучении, стоимости обучения, наименование рекламодателя и учебного заведения.

Закон Республики Беларусь от 6 января 2024 г. № 353-З «Об изменении законов по вопросам рекламы», который вступит в силу 12 июля этого года, объемный документ, который значительно изменит рекламный рынок Беларуси, поэтому с ним следует ознакомиться всем, кто производит контент не только на площадках СМИ, но и «просто для себя» в Интернете.

Сделай Чеснок своим источником новостей в Яндекс.Новости или Google News. Подписывайся на наш телеграм. Только самые важные новости!

Back to top button