Пять самых грозных самолетов холодной войны

Холодная война между НАТО и Варшавским договором десятки лет грозила перерасти в «горячую». Гонка вооружений между двумя блоками — по факту, между США и СССР — шла вовсю. Истребители на аэродромах по обе стороны железного занавеса были в постоянной готовности к взлету и схватке. Мировой пожар так и не разгорелся — и сегодня остается только гадать, кто вышел бы победителем в воздушных боях. Американское издание Military Watch собрало самые могучие боевые самолеты Холодной войны.

С момента появления современных реактивных самолетов ни одна из сторон не удерживала за собой однозначного первенства в воздухе. СССР хорошо начал с появления МиГ-15 и МиГ-17, но затем сдал позиции, увлекшись ракетами. Это невольно дало возможность США вырваться вперед с их F-4 Phantom (да, тот самый «Фантом» из песни).

Отстав на десятилетие, Советский Союз сумел вернуть равенство сил в 80-х, создав сразу МиГ-29 и Су-27. Перестройка, развал СССР и окончание холодной войны надолго задержали создание истребителей пятого поколения — и, случись Третья мировая в восьмидесятых, удар пришлось бы принимать на себя более старым самолетам. Military Watch выбрал пять моделей, которые были самыми вероятными кандидатами на первые роли в воздушных боях.

F-14D Tomcat, США

F-14D Tomcat, США

Именно этот самолет стал последним истребителем Холодной войны: он был принят на вооружение всего за несколько месяцев до Беловежских соглашений.

От оригинального F-14 самолет выгодно отличался новыми двигателями F110-PW-400 с повышенной тягой — расход топлива стал на 30% меньше, самолет смог летать на 33% дольше, и в полтора раза вырос боевой радиус.

Также истребитель получил новую авионику, системы радиоэлектронной борьбы, более мощный радар AN / APG-71 с дальностью обнаружения 740 км и системы передачи данных. Кабину сделали целиком стеклянной, улучшив обзорность. Самолет вооружался современными ракетами большой дальности A-54 Phoenix с радиолокационным наведением и дальностью поражения до 150 километров.

Новшества добавили самолету массы — F-14D был на 55% тяжелее, чем его «одноклассник» F-15. Практика показала, что оно того стоило — прицельные приспособления и совершенная ракета А-54 позволяли на экстремально больших расстояниях уничтожать даже малоразмерные цели. Более того, A-54 оказалась единственной среди ракет НАТО, которая могла развивать скорость до 5 Маха (почти 6000 км/ч).

ракета А-54

Ракета также позволяла реализовывать схему «выстрелил и забыл» — конкуренцию ей могла составить только советская Р-33. Этот боеприпас стал ключевым для иранских ВВС — благодаря A-54 иранцы смогли почти безнаказанно истреблять иракские самолеты советского и французского производства.

По мнению Military Watch, несмотря на высокие расходы на ТО и эксплуатацию, именно F-14D стал самым грозным самолетом для воздушного боя времен Холодной войны — с огромной скоростью, высокой маневренностью, дальностью полета и смертоносным оружием. Правда, из 127 запланированных самолетов построили всего 37 — холодная война внезапно закончилась.

МиГ-31 Foxhound, СССР

МиГ-31 Foxhound

Именно МиГ-31 стал первым советским самолетом четвертого поколения. Он задумывался в первую очередь как максимально скоростной высотный перехватчик — его скорость превышает 2500 километров, а среди поражаемых целей значатся даже спутники. «Лисья гончая» (именно так переводится слово Foxhound) оснащена радаром «Заслон» с пассивной фазированной решеткой — на тот момент это было последним словом техники и позволяло потягаться с любым истребителем США. А высота и скорость полета были и вовсе непревзойденными.

Самолет стал глубокой модернизацией истребителя МиГ-25, он был на 15% тяжелее предшественника, имел более продвинутые системы обнаружения, на 60% увеличенную дальность полета и новейшие ракеты Р-33 со скоростью до 4800 км/ч и дальностью до 160 км (по данным Military Watch — до 300 км). А ракета Р-40 меньшего радиуса действия была крайне полезной в воздушной схватке — 100 килограмм взрывчатки в ее боеголовке гарантированно уничтожали любой вражеский истребитель.

Воздушный бой МиГ-31 мог вести на высоте до 21 километра, что делало его сверхэффективным в бою.

Су-27 Flanker, СССР

Су-27 Flanker, СССР

Су-27 вступил в строй в 1985 году. Он стал ответом на F-15C Eagle ВВС США и был на голову выше советских истребителей МиГ-21 и МиГ-23 времен Вьетнамской войны.

Эта модель считалась наиболее совершенным из самолетов СССР четвертого поколения и должна была стать «последним доводом генсеков» в завоевании господства в воздухе. Ракеты Р-27 с полуактивным наведением, которых Су-27 мог нести сразу восемь, делала истребитель страшным противником на дальних дистанциях. Американские ракеты AIM-7 и AIM-54 с трудом могли сбить советский истребитель: его специально проектировали, чтобы уклоняться от таких боеприпасов.

Задачей Су-27 было расчистить небо даже в глубине территории стран НАТО. Именно «Фланкер» стал причиной разработки истребителей пятого поколения в США и новых ракет типа AIM-120. Едва появившись, самолет начал модернизироваться: появилась двухместная версия, потом Су-30, но это немного другая история.

Ключевым преимуществом Су-27 стали первые в мире двигатели с управляемым вектором тяги, обеспечивающие сверхманевренность.

F-15C Eagle, США

F-15C Eagle, США

Этот самолет отправился в производство в 1978 году, всего через два года после выпуска первой версии истребителя F-15. Учтя недостатки устаревающего F-4 Phantom, в новом самолете улучшили все: дальность и высоту полета, маневренность, полезную нагрузку, системы обнаружения. В результате он получил решающее преимущество над советскими самолетами. Огромная скорость в 2,5 Маха (около 3000 км/ч) позволяла F-15С противостоять советскому перехватчику МиГ-25 (впрочем, последний все равно был быстрее).

Главным новшеством машины должны были стать ультрасовременные для того времени ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM с активным самонаведением — на расстоянии до 50 километров от них было крайне трудно уклониться. Правда, работы над новыми ракетами затянулись, и они поступили на вооружение всего за несколько месяцев до развала СССР. Для большей дальности полета на F-15C увеличили топливные баки.

По сравнению с оригинальным самолетом новый истребитель мог выполнять более широкий круг боевых задач — например, сбрасывать бомбы в 454 килограммов, чего не мог его предшественник. Усовершенствовались системы радиоэлектронной борьбы. Доработка двигателей позволяла переходить на сверхзвуковую скорость на огромных высотах до 23 километров.

F-15C должен был оставаться лучшим истребителем ВВС США до вступления в строй самолета пятого поколения F22 Raptor. Military Watch называет его величайшим истребителем четвертого поколения в мире.

МиГ-25 Foxbat, СССР

МиГ-25 Foxbat, СССР

Единственный в этой пятерке самолет, относящийся к третьему, а не четвертому поколению. Однако его возможности сильно опередили свое время, так что на протяжении всего срока службы он был практически на равных с более современными соперниками.

Это по-прежнему самый быстрый серийный боевой самолет в мире. Military Watch называет скорость в 3,3 Маха, что сравнимо с крылатыми ракетами. Он также может летать на экстремальных высотах до 38 км. В отличие от более современных самолетов CCCР, МиГ-25 неплохо показал себя в бою, даже сбив в небе Ирака и Сирии несколько самолетов четвертого поколения.

В то же время МиГ-25 зачастую оказывается неуязвимым для огня противника. Так, высотный истребитель спокойно летал над Синаем, где базировались многочисленные силы ПВО Израиля и его лучшие истребители. Так же проявили себя индийские истребители над Пакистаном и иракские — над Ираном.

Недостатками самолета Military Watch называет устаревшую РЛС, авионику и вооружение — если бы все это было заменено, он оставался бы грозным противником и сегодня.

Сделай Чеснок своим источником новостей в Яндекс.Новости или Google News. Подписывайся на наш телеграм. Только самые важные новости!

Источник
TUT.BY
Back to top button