Сделано в БССР: семь уникальных автомобилей родом из Беларуси
Автобус БАРЗ, 1954 год
К сожалению, сохранились только фотографии этой безусловно передовой машины. Скромный Борисовский авторемонтный завод в 1954-м году построил на базе грузовика ГАЗ-51 не примитивную капотную «коробочку» — «лишь бы людей возить», — а настоящий красавец, чья конструкция шла в ногу с самыми прогрессивными тенденциями мирового автобусостроения. Это второй по времени выпуска советский малый автобус вагонной компоновки. Пионерами были рижане: их РАФ-251 был выпущен в июне 1954-го, а «БАРЗик» появился в декабре того же года. И уж точно это первый советский автобус с гнутыми стеклами (затем застекленные гнутые боковины появятся на ПАЗах и ЛАЗах). В салоне было 24 места для сидения, а всего автобус вмещал 60 пассажиров. Кроме того, в салоне имелись радио, системы отопления и вентиляции, шелковые занавески, на крыше размещался багажник… Для 2019 года звучит обыденно и даже аскетично, но для 1954-го (война закончилась девять лет назад!) это был комфорт космического масштаба.
Увы, в серию «БАРЗик» не пошел – он был изготовлен в одном экземпляре, в январе 1955-го демонстрировался министру автотранспорта и шоссейных дорог БССР и набегал 22 тысячи километров, после чего его история покрыта мраком. Но его идеи не пропали. Достаточно взглянуть на суперпопулярные в 1960-80-х годах автобусы ПАЗ-652 и ПАЗ-672: их обводы, особенно сзади, более чем напоминают кузов борисовской модели.
Аэродромный тягач МАЗ-541, 1956 год
Именно этот гигант был первым советским автомобилем, который видели прилетавшие в СССР иностранцы. МАЗ-541 был спроектирован для буксировки больших самолетов конца 1950-х – реактивного Ту-104 и турбовинтового Ту-114 (а впоследствии они работали и с Ил-62, и с Ту-144). Внешне машина напоминала громадный, низкосидящий спорткар. Интересно, что 541-й МАЗ был полноприводным автомобилем, а двигатель на нем стоял… танковый, знаменитый 12-цилиндровый дизель Д-12, «съедавший» 130 литров топлива на 100 км. Увы, выпущено было всего три этих необычных машины, которые проработали в крупных аэропортах СССР до 1970 года. Именно МАЗ-541 был первым советским аэродромным тягачом, специально спроектированным для этих целей.
Лесовоз/артиллерийский тягач МАЗ-532, 1957 год
Эта интереснейшая машина разрабатывалась сразу и как лесовоз, и как тяжелый артиллерийский тягач. Автомобиль был оборудован механической 5-ступенчатой коробкой передач, двухступенчатой раздаточной с симметричным межосевым дифференциалом, планетарными колесными редукторами и рулевым гидроусилителем. на нем стоял вынесенный на передний свес 165-сильный дизель ЯАЗ-206, а от самосвала МАЗ-525 были заимствованы основные агрегаты трансмиссии и ходовой части, в том числе колеса с 32-дюймовыми шинами низкого давления. Испытания 532-й прошел успешно, но в серию так и не пошел.
Самосвал МАЗ-510, 1965 год
В 1965-м на МАЗе с успехом стартовало принципиально новое семейство «пятисотых» МАЗов, в том числе и самосвал МАЗ-503. К чему, спрашивается, был еще один?.. Так решили сэкономить металл и облегчить водителю доступ к мотору, ведь кабина у 510-го была… ровно наполовину меньше, т.е. одноместной. В остальном самосвал не отличался от 503-го. Было разработано аж три версии новинки — Б (без подогрева днища кузова), Г (с подогревом) и В (с ковшовой платформой), но, увы, в серию не пошла ни одна. МАЗ-510 прошел заводские испытания… и все. Причин было две: одноместная кабина для водителя была неудобна, а открытый всем ветрам кузов создавал аэродинамическое сопротивление, что сказывалось на расходе топлива.
Спецавтобус БЗ-05, 1965 год
К 1965 году на ГАЗе уже выпускалась принципиально новая грузовая модель 53Ф, но по всей стране для постройки автобусов еще продолжали пользоваться шасси стареньких 51-х. Исключением стал уже знакомый нам Борисовский авторемонтный завод: там по заказу Министерства бытового обслуживания БССР запустили в серию капотный автобус БЗ-05, предназначенный для бытового обслуживания сельского населения. Словом, это была парикмахерская на колесах. И первый советский автобус на шасси семейства ГАЗ-53. За два года выпустили 224 экземпляра БЗ-05, причем они работали и в РСФСР, и в других союзных республиках. Внешне такие автобусы было легко отличить по высокой крыше – там располагались баки с горячей водой.
Самосвал МоАЗ-522, 1966 год
Сейчас марка МоАЗ практически забыта – Могилевский автомобильный завод слился с Белорусским и как самостоятельное предприятие не существует. Но раньше МоАЗы были своего рода младшими братьями БелАЗов. Модель 522 появилась в 1966 году и на раннем этапе представляла собой своеобразный уменьшенный двухосный вариант МАЗ-530 грузоподъемностью 18 тонн. В серию машина, как и ее улучшенный вариант 522А, не пошла, но легла в основу серийного самосвала МоАЗ-6507, выпускавшегося с 1979 года.
Школьный автобус БЗ-07Ш, 1976 год
Внешне эти машины было сложно отличить от уже привычных к тому году курганских «коробочек» КАвЗ-685В, однако это была полностью оригинальная разработка борисовчан – первый советский школьный автобус, созданный специально для перевозки сельских учеников. БЗ-07Ш выпускались два года и эксплуатировались только на белорусских дорогах.
Вячеслав Бондаренко