Въезжать нельзя — выезжать: выясняем, кто, в каком направлении и как может пересекать границу Беларуси

Последние несколько дней богаты новостями о запретах и разрешениях на пересечение белорусской границы с государствами, входящими в Европейский союз. Чеснок собрал всю имеющуюся информацию и подвёл итог: кто, как и в каком направлении может пересекать границу Беларуси.

Сразу оговоримся: это – всего лишь промежуточный итог. Поскольку новости о закрытии и открытии границы поступают постоянно, различные запреты и разрешения также принимаются постоянно, говорить, что сложившаяся на границе ситуация является окончательной, рано, но на данный момент ситуация обстоит следующим образом.

Как развивается ситуация

16 июля Латвия ввела запрет на въезд на свою территорию автомобилей, зарегистрированных в Беларуси. Как сообщили на сайте Службы государственных доходов Латвии, данный запрет введен в отношении легковых автомобилей, но автомобилей дипломатических и консульских представительств он не касается.

«Другие лица, путешествующие на транспортном средстве, зарегистрированном в Беларуси, не смогут въехать с ним в ЕС, пересекая границу Латвии. Лицо, имеющее транспортное средство, зарегистрированное в Беларуси, должно будет вернуться с пограничного пункта в страну, из которой он планировал въехать в Латвию», — отметили на сайте.

За отказ разворачиваться у владельца могут конфисковать авто.

Заранее отвечая на вопрос «что это было?», латвийские чиновники в том же сообщении подчеркнули, что решение принято «в целях обеспечения исполнения восьмого пакета санкций Европейского союза».

Более того, в Латвии обсуждают вариант полного запрета участия в дорожном движении машин с белорусскими номерами. О такой возможности рассказала в эфире одного из латвийских телеканалов министр юстиции Латвийской республики Инесе Либиня-Эгнере.

Министр отметила, что санкции о пересечении границ ЕС только вступили в силу, и в отношении внутреннего дорожного движения Сейму придется дополнить закон, для чего Минюст подаст соответствующий законопроект.

Спустя пару дней к Латвии присоединились Эстония и Литва, которые тоже ввели запрет на въезд на свою территорию легковых автомобилей зарегистрированных в Беларуси, разрешив пересекать границу только машинам с дипномерами.

Литовские же чиновники уточнили, что в их стране запрет распространяется на автомобили, независимо от гражданства их владельца или водителя, ссылаясь на постановление №765/2006, а точнее на статью, ограничивающую импорт. (Об этом чуть позже)

При этом в Литву до 16 августа ещё можно ввозить легковые автомобили, принадлежащие белорусам с действующей визой или ВНЖ (ПМЖ), при условии, что транспортное средство не предназначено для продажи, а будет использовано для личного пользования. Это условие не распространяется на авто, принадлежащие юрлицам, либо использующиеся в коммерческих целях.

Если автомобиль с белорусскими номерами уже находится на территории соседней страны, то литовские пограничники советуют его вывезти в Беларусь либо перерегистрировать в шестимесячный срок.

Если же убрать машину с белорусской регистрацией не удастся с территории Литовской республики до 18 января 2025 года, то ее нахождение на территории страны будет незаконным, и либо владельцу придется заплатить штраф, либо автомобиль конфискуют.

При этом, как отмечают на пограничных пунктах, запрет не коснулся экскурсионных автобусов и грузовых автомобилей. Правда, время ожидания для дальнобойщиков на пунктах пропуска может достигать недели.

Польша пока не присоединилась к вводу запретов.

Как ответила белорусская сторона?

А Беларусь с 8 утра 19 июля (с того же дня, что Литва ввела запрет) разрешила безвизовый въезд на свою территорию для граждан 35 европейских стран. Ранее действующий безвизовый въезд для граждан Литвы, Латвии и Польши сохраняется. Сейчас в Беларусь могут въехать граждане 76 стран мира. Более того, въезд без визы разрешен для лиц, имеющих статус негражданина Латвийской Республики, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих в Эстонской Республике.

При этом условия для въезда упростили максимально: при себе необходимо иметь паспорт, страховой полис на сумму, не менее 10 тысяч евро (его стоимость на месяц равняется примерно 30 евро), который можно оформить после прилёта, и две базовых величины в деньгах на каждый день пребывания в стране.

Без визы иностранные граждане могут находиться на территории Беларуси не более 30 дней, включая день приезда и отъезда.

Т.е. получается довольно сюрреалистичная картина: европейские страны усложняют въезд для белорусов на свою территорию, а Беларусь, наоборот, открывает границы для граждан этих стран.

Откуда «ноги растут» у этих запретов?

Почему страны-соседки почти в одно и то же время решили ввести запреты для пересечения легковыми автомобилями их границ? Дело в том, что ещё 29 июня Совет ЕС принял так называемый «восьмой пакет санкций» в отношении Беларуси. Официально данный документ носит название «РЕГЛАМЕНТ СОВЕТА (ЕС) 2024/1865», его текст опубликован на сайте ЕС. При этом данный документ, по сути, вносит изменения в решение Европейского совета №765/2006 от 2006 года.

Нынешний пакет называют «зеркальным отражением ряда санкционных мер, действующих в отношении РФ».

По словам европейских чиновников, отвечавших за принятие санкций, данные меры направлены на «закрытие самой большой лазейки в санкционном режиме в отношении России». Европейские законодатели исходили из простой логики: поскольку Россия и Беларусь состоят в Таможенном союзе, то россияне могут спокойно обходить санкции, использую территорию РБ.

Последний пакет санкций «бьёт», в первую очередь, по торговле, сфере услуг и транспорту.

В торговле вводится запрет на импорт в Беларусь товаров и технологий двойного назначения /передовых товаров и технологий/, а также дополнительные ограничения на импорт товаров, которые могли бы способствовать укреплению промышленного потенциала Беларуси.

Кроме того, ограничат поступление в Беларусь товаров и технологий морского судоходства и предметов роскоши.

При этом из Беларуси будет запрещено прямо или косвенно экспортировать, покупать или передавать, в частности, золото и алмазы, а также гелий, уголь и минеральные продукты, включая сырую нефть. Последнюю меру дополнят запретом на импорт в Беларусь товаров и технологий, пригодных для использования в нефтепереработке и сжижении природного газа.

Также, планируется запретить предоставление Беларуси ряд услуг в финансовой, архитектурной, инженерной, социальной и IT-сферах.

Серьезные ограничения введены в сфере перевозки грузов автотранспортом, ограничена перевозка грузов из Беларуси, в том числе транспортом, зарегистрированным за пределами РБ.

А в «целях минимизации риска обхода правил операторам ЕС, 25% или более акций которых принадлежат белорусским физическим или юридическим лицам, следует запретить становиться автотранспортными предприятиями или осуществлять автомобильные перевозки грузов на территории Союза, в том числе транзитом».

Также введен запрет транзита через Беларусь «товаров и технологий двойного назначения, товаров и технологий, которые могут способствовать военно-техническому совершенствованию Беларуси или развитию ее сектора обороны и безопасности, товаров, которые могут способствовать укреплению белорусских промышленных мощностей, товаров и технологий для использования в авиационной или космической промышленности, а также вооружений, экспортируемых из ЕС».

Новый пакет санкций получился объёмным, но, скорее всего, запрет на пересечение белорусскими легковыми автомобилями, границы с ЕС — не единственный «сюрприз», который может ожидать белорусов в ближайшее время.

Сделай Чеснок своим источником новостей в Яндекс.Новости или Google News. Подписывайся на наш телеграм. Только самые важные новости!

Back to top button