Топ спортивных коллабораций: мода, технологии и легенды спорта
Спортсмены топового уровня – это не просто лучшие из лучших в своем деле, но еще и самые настоящие звезды, за которыми следуют миллионы поклонников со всего мира. Они следят за личной жизнью кумира, подписываются на его аккаунты в социальных сетях, воспринимают на веру все его советы и рекомендации. А прокачанная “медийность”, как мы знаем, открывает широкие перспективы для заработка денег за пределами спорта – на рекламе, спонсорстве, партнерских контрактах. Бизнес охотно вступает в спортивные коллаборации со знаменитостями футбола, бокса и других дисциплин, и некоторые из них уже стали культовыми.
Самые известные спортивные коллаборации
Ниже мы рассмотрим несколько примеров того, как различные модные и технологические бренды удачно кооперировались со знаменитостями мира спорта, выпуская необычайно популярные товарные линейки. Во многом эта популярность была приобретена благодаря звездному статусу спортсмена (или команды/клуба) и его преданной фанатской базе.
№1. Майкл Джордан и Nike
Начать стоит с самой очевидной коллаборации, превратившей Майкла Джордана – профессионального баскетболиста и 6-кратного чемпиона НБА, в богатейшего спортсмена всех времен. Сейчас его общее состояние оценивается в более чем четыре миллиарда долларов, и немалую роль в этом сыграло сотрудничество с брендом Nike. Именно в связке с ним была создана знаменитая линейка Air Jordan – кроссовок, которые вышли за рамки баскетбольной экипировки и стали неотъемлемой частью уличной культуры. Сначала в Соединенных Штатах, а затем и во множестве других стран по всему миру.
№2. Лионель Месси и Adidas
Миллионы молодых парней по всему миру мечтают добиться таких же успехов в футболе, каких добился легендарный нападающий и капитан клуба Интер Майами. И Адидас явно не прогадали, когда в 2006 году сделали Месси амбассадором бренда, а после выпустили совместно с ним именную линейку бутс. Коллекция регулярно пополняется эксклюзивными дизайнами и внедряет технологические инновации, делая упор на точность, легкость и контроль. Сам же Лионель в рекламных кампаниях предстает как глобальный культурный герой и скромный гений, что повышает доверие к продукции и поднимает уровень продаж. В этом он похож на своего главного конкурента – Криштиану Роналду.
Обычно коллаборация спортивных брендов со спортсменами носит временный характер, но Криштиану смог добиться пожизненного контракта с Nike, став третьим в истории (после вышеупомянутого Джордана и Леброна Джеймса). У Роналду с Найк есть несколько коллабораций, но основной акцент сделан на именной линии футбольных бутс Nike Mercurial CR7, каждая модель которых посвящена разным этапам карьеры португальского рекордсмена – начиная с раннего детства, и заканчивая лучшими сезонами в европейском футболе. В таких историях фанаты находят дополнительный повод поддерживать кумира — не только на стадионе, но и в других активностях, например, в ставках. Именно поэтому вокруг крупных спортивных событий часто появляются разные акции и бонусы в бк, которые помогают привлечь внимание и сделать игру интереснее.
№3. Виктория Бекхэм и Reebok
Виктория Бекхэм хоть и не является спортсменкой, но явно находится со спорном на короткой ноге – учитывая деятельность ее супруга, знаменитого полузащитника Манчестер Юнайтед. Будучи модным дизайнером и успешной предпринимательницей, Виктория создала успешную коллаборацию с модным брендом Reebok, выпустив в сотрудничестве с ним сразу несколько элегантных и минималистичных предметов женского гардероба. Коллекция сочетает в себе спортивную практичность и городской стиль, поэтому быстро набрала популярность среди массовой аудитории.
№4. Ferrari (Формула-1) и Puma
Модные бренды не только стараются заполучить в свои амбассадоры выдающихся личностей, но и устраивают коллаборации со спортивными клубами. Одна из самых долгосрочных и финансово выгодных для обеих сторон – сотрудничество Ferrari и Puma, продолжающееся уже четверть века. Puma получила статус официального поставщика одежды и обуви для команды Scuderia Ferrari в Формуле-1. А со временем коллекции, выпущенные в рамках партнерства, стали распространяться не только на техническую экипировку гонщиков, но и на повседневную одежду – обувь, куртки, аксессуары и пр.
№5. Under Armour и Дуэйн “Скала” Джонсон
Можно сколько угодно спорить о том, является ли реслинг полноценным спортом, но факт остается фактом – физические нагрузки в нем присутствуют немалые, а участники матчей должны много готовиться к ним и тренироваться. Поэтому когда бренд спортивной одежды Under Armour в рамках коллаборации с Джонсоном запустил дочернюю компанию Project Rock, производящую экипировку, обувь и одежду для фитнеса и спорта (даже наушники!), она быстро обрела популярность и принесла обеим сторонам соглашения внушительные суммы. Главная особенность проекта – упор на мотивацию, выносливость и дух борьбы, что отлично сочетается с образом Дуэйна на рестлинг-арене и в кинематографе.
А что насчет наших спортсменов. Есть ли у них успешные коллаборации?
В России, увы, не так много звезд спорта мирового уровня, которые могли бы стать лицом крупного бренда и мотивировать людей со всего мира на покупку продукции. Коллаборации с российскими спортсменами обычно несут региональный характер и ставят перед собой целью привлечь покупателей внутри РФ и со стран ближнего зарубежья. Примерами такого сотрудничества стали:
- Артем Дзюба и Puma. Во время ЧМ-2018 компания активно работала с тогда еще нападающим “Зенита”. Были выпущены именные футболки, бутсы и другая экипировка. Конечно, футболист не дорос до полноценной именной линейки, как тот же Месси и Роналду, но его медийная популярность помогла бренду укрепить свои позиции в РФ;
- Российская олимпийская сборная и Bosco Sport. В рамках коллаборации модный бренд многие годы разрабатывал стильную форму для наших олимпийцев, которая выделяла их на фоне атлетов из других стран. Конечно, многие критиковали ее за излишне яркий и в каких-то моментах даже спорный дизайн. Но чего у нее не отнять, так это запоминаемости;
- Мария Шарапова и Nike. Самая успешная коллаборация с участием российских спортсменов принадлежит результативной теннисистке. Мария еще в 2010 году заключила долгосрочное соглашение стоимостью около 70 миллионов долларов, и Найк не прогадали, усмотрев в ней икону стиля и законодательницу мод для увлекающихся спортом женщин;
- Хабиб Нурмагомедов и Reebok. Чемпион UFC стал самым узнаваемым спортсменом в смешанных единоборствах, поэтому выгодная коллаборация и собственная линейка одежды стали для него лишь вопросом времени. Reebok вместе со спортсменом выпустили футболки, худи и экипировку, оформленную в узнаваемом минималистичном стиле и иногда встречающимися надписями “The Eagle” (Орел – прозвище Хабиба, отсылающее к его кавказским корням).
Заключение
Как вы можете видеть, коллаборации брендов со звездами спорта – типичная практика, успешно используемая крупными компаниями в целях маркетинга, расширения потенциальной аудитории за счет привлечения фанатов конкретной личности, команды или клуба. Однако стоит отметить, что спортсмены – отнюдь не приоритетные партнеры брендов. Крупный бизнес все еще предпочитает продвигать свои товары и услуги через других селебрити – музыкантов, актеров, моделей. Спортивный бренд лучше обратится к известному рэперу вроде Канье Уэста или Тревиса Скотта, чем к настоящему спортсмену – просто потому, что у деятелей шоу-бизнеса куда больше влияния на своих поклонников и более лояльная фанбаза.