В Южной Корее подняли со дна уникальный 600-летний корабль эпохи Чосон
Южнокорейскими археологами совершена выдающаяся находка: с морского дна поднят корабль «Мадо 4», затонувший еще в XV веке. Судно, обнаруженное в 2015 году у побережья города Тхэан, пролежало в воде около шести столетий.
В ходе первого этапа исследований ученые уже подняли на поверхность 120 ценных артефактов. Среди них — упаковки с рисом, фарфоровые изделия и деревянные метки для груза, на которых указаны пункты назначения. Эти находки позволили установить, что «Мадо 4» входил в государственную транспортную систему и использовался для доставки зерна и других товаров со складов в провинциях в королевскую столицу Ханьян (нынешний Сеул).
Ученые Национального исследовательского института морского наследия подчеркивают, что это единственный полностью сохранившийся корабль за весь период династии Чосон (1392–1910 гг.). Предварительные данные указывают, что судно затонуло около 1420 года во время рейса из Наджу — ключевого центра сбора зерна в провинции Южная Чолла. Этот маршрут считался особенно опасным из-за скалистых проходов и мощных приливов, характерных для западного побережья.
Конструкция «Мадо 4» демонстрирует передовые для своего времени технологии: двухмачтовая схема делала судно быстрым и маневренным, а для ремонта его частей использовались железные гвозди.
Любопытно, что в том же районе были обнаружены следы еще более древнего кораблекрушения, предварительно датированного 1150–1175 годами. Судно перевозило керамику цвета морской волны, и если датировка подтвердится, эта находка станет древнейшим из известных кораблекрушений в корейской истории.
В настоящее время «Мадо 4» проходит сложный процесс опреснения и консервации под руководством специалистов Национального исследовательского института морского наследия при Управлении культурного наследия Южной Кореи.








