Единый день голосования-2024: полный обзор прошедших выборов в Беларуси
25 февраля 2024-го года состоялся первый в истории суверенной Беларуси единый день голосования. Это также были первые (если не считать кампанию по проведению референдума-2022) прямые выборы в новой реальности, сложившейся после событий 2020-го года. За это время в стране удалось «задушить» попытку «цветной революции», принять обновленный Основной закон, закрепивший конституционный статус ВНС, разработать новую версию Избирательного кодекса, основательно «почистить» партийное поле от атавизмов первых лет независимости, получить нового руководителя ЦИК взамен ушедшей на заслуженный отдых Лидии Ермошиной, да и много чего еще интересного. Вспомним основные события этой кампании и порассуждаем о некоторых нюансах минувших выборов.
С момента проведения предыдущих выборов депутатов местных советов (2018-й год) и депутатов Палаты представителей (2019-й) изменилось очень многое.
Новый председатель ЦИК
В декабре 2021-го года Игорь Карпенко, на тот момент занимавший пост министра образования, был назначен председателем ЦИК — Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. В пользу его кандидатуры сыграл, в том числе, тот факт, что в разное время и, занимая разные должности в законодательной а, затем, и в исполнительной власти, в ходе проведения различных электоральных кампаний Карпенко являлся также председателем Минской городской избирательной комиссии. И, нужно отметить, неплохо справлялся с возложенными на него обязанностями.
Обновленный избирательный кодекс
Отчасти в связи с изменениями в Конституцию, принятыми на референдуме в феврале 2022-го года, а отчасти — с учетом печального опыта-2020, к которому, будем откровенными, система в ряде случаев оказалась не готова, были подготовлены изменения в Избирательный кодекс, вступившие в силу в феврале 2023-го года. Перечислим наиболее интересные новеллы:
- оптимизирована система избирательных комиссий и порядка образования избирательных округов;
- введены дополнительные требования к кандидатам в депутаты (отсутствие гражданства (подданства) другого государства, документов от иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества);
- уточнен порядок формирования Центральной избирательной комиссии (ЦИК), а также ее компетенций;
- исключена норма о пороге явки избирателей для признания выборов в Палату представителей состоявшимися;
- введен запрет на фото- и видеосъемку заполненного бюллетеня;
- скорректировано время досрочного голосования, которое теперь будет проходить с 12:00 до 19:00 без перерыва (а не как это было ранее – с 10:00 до 14:00 и с 16:00 до 19:00).
Отмена порога явки на парламентских выборах заслуживает, чтобы на этом пункте остановиться отдельно. До единого дня голосования (ЕДГ) для того, чтобы избрать депутата нижней палаты парламента, было необходимо, чтобы в голосовании приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки для данного округа. При этом порог явки на местных выборах был отменен намного раньше (если не ошибаюсь, в 2015-м) и уже выборы депутатов местных Советов 2018-го года проводились по новой формуле: сколько бы избирателей ни проголосовало – этого уже будет достаточно для избрания депутата.
В решении отменить порог явки и для выборов депутатов Палаты представителей власти руководствовалась стремлением «уравнять эти все выборы для того, чтобы и избирательным комиссиям было проще работать, и всем остальным субъектам, которые организуют всю эту деятельность». Ведь на момент принятия данной нормы в Избирательный кодекс уже вступила в действие обновленная Конституция, коей предусматривалось проведение единого дня голосования. Согласитесь, могло бы выглядеть весьма неоднозначно, если в условном избирательном округе в голосовании приняло бы участие менее половины избирателей, при этом депутаты всех уровней местных Советов избирались, а депутат парламента – нет. В этом случае пришлось бы проводить повторные выборы, тратить на это государственные средства, снова «напрягать» местную вертикаль и давать, пусть и небольшое, но окно возможностей для оппонентов системы. Поэтому вопрос наличия порога явки на выборах депутатов парламента был приведен к общему с местными выборами знаменателю.
Отмена голосования за границей
Точнее, отказ от организации участков для голосования за пределами РБ. Среди причин, побудивших к принятию такого решения, в октябре 2022-го года Игорь Карпенко называл «имеющийся отрицательный опыт проведения избирательных кампаний по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки, отсутствие необходимых условий для безопасности работников загранучреждений и голосующих граждан, а также сокращение численности работников дипломатических служб».
Мне видится, что все несколько проще. Дело в том, что ранее все, кто приходил в наши дипломатические миссии выбирать депутатов местных Советов или членов парламента, мог проголосовать только за одного из кандидатов, баллотировавшихся по округу, к которому территориально относится здание Министерства иностранных дел Беларуси, а не за кандидата из округа по месту регистрации данного избирателя.
Также нельзя сбрасывать со счетов, что после известных событий из Беларуси выехало значительное число наших граждан, мягко говоря, не поддерживающих действующую власть. И по гипотетическому призыву лидеров наших «беглых» голосовать против всех эти люди могли бы действительно так сделать. В итоге в Палату представителей могло бы быть избрано на одного депутата меньше, равно как и на одного члена Минского городского Совета депутатов. На общий итог выборов это бы не повлияло – и парламент и Мингорсовет были бы избраны в правомочном составе, но осадок бы, как говорится, остался.
При этом многие дипломатические представительства РБ находятся в странах, которые сейчас сложно назвать дружественными. По этой причине провокации, направленные на срыв голосования в консульских отделах наших дипмиссий, осуществлению которых могли бы потворствовать власти стран, на территории которых расположены эти миссии, к сожалению, также могли бы иметь место.
Все эти риски, полагаю, учитывались при принятии решения об отмене голосования за границей. Не исключаю, что работники белорусских заграничных учреждений мысленно поблагодарили нашу власть за то, что та сняла с их плеч проблему организации голосования для наших граждан, находящихся в данный момент за пределами страны.
А вот избирательного права их, хотя о последнем многократно заявляли лидеры наших «беглых», никто не лишал. Во-первых, никому из них не запрещалось приехать в Беларусь и воспользоваться своим конституционным правом в дни досрочного или основного дня голосования по месту регистрации. А во-вторых, наши граждане, ранее оформившие выезд для постоянного проживания за рубежом и состоящие на консульском учете, также могли принять участие в выборах на участке для голосования № 248, расположенном по адресу: г. Минск, ул. Свердлова, д. 30, ГУО «Гимназия № 75 имени П.В.Масленикова». Граждан, имеющих паспорта серии РР и проголосовавших на указанном участке набралось целых шесть человек. Сколько есть. Главное, что условия проголосовать для них были созданы.
Сокращение числа местных Советов и количества депутатов этих Советов
В сентябре 2023-го года появилась информация, что по результатам выборов года будет сформировано 1284 местных Совета депутатов, что на 25 меньше, чем было сформировано по результату предыдущих выборов.
Что касается численного количества депутатов местных Советов, то их число было уменьшено почти в полтора раза: с 18 110 мест в 2018-м году прости 12 514 в 2024-м. Получается сокращение почти в полтора раза или на 5596 депутатских мест, если говорить об абсолютных цифрах. В январе 2024-го года секретарь ЦИК Елена Балдовская пояснила, что уменьшение количества депутатов местных Советов, которых предстоит избрать, произошло в основном за счет изменений законодательства в части выборов депутатов в первичный уровень. «Сельские и поселковые советы депутатов могут избираться в составе пяти человек. Раньше минимальная цифра подлежащих избранию депутатов составляла 11 человек», — подчеркнула секретарь ЦИК. Нельзя исключать, что в основе принятия такого решения могли лежать сложности в подборе кандидатур, достойных быть избранными в депутаты и при этом способных уделять депутатской деятельности время в отрыве от выполнения своих должностных обязанностей по основному месту работы. Должность депутата местного Совета ведь не является освобожденной. Вероятно, по этой причине наверху решили иногда «отрывать от работы» в полтора раза людей меньше, чем это делалось в прошлые годы.
Косвенно это предположение подтверждает тот факт, что кандидатами в депутаты местных Советов депутатов двадцать девятого созыва было зарегистрировано 18802 человека при общей численности 12 514 мест в советах всех уровней. В среднем это 1,5 кандидата на место. Вот почему в некоторых округах выборы сельских (поселковых) и районных советов депутатов вполне могли проходить на безальтернативной основе.
Фактическое продление полномочий действующих депутатов Палаты представителей и местных Советов до проведения единого дня голосования
Вообще-то прошлые выборы депутатов нижней палаты парламента состоялись в ноябре 2019-го года и по действующим на тот момент нормам выборы депутатов следующего созыва должны были состояться примерно в октябре 2023-го.
С местными советами все еще интереснее. Предыдущий созыв избирался в феврале еще 2018-го и, опять же, если прибавить четыре года (срок полномочий депутатов местных Созывов), получается, что следующие «местные» выборы должны были бы пройти в январе 2022-го года.
Но как мы помним, весной 2021-м году началась активная работа по разработке внесения дополнений в Конституцию. Исходя из ожидавшихся новаций в направлении введения Единого дня голосования, в октябре того же года Президент подписал Закон об изменении Конституции Республики Беларусь, фактически продлевающий полномочия депутатов местных Советов до начала полномочий местных Советов депутатов, избранных в единый день голосования (статья 147 Конституции). А статья 67 Основного закона, определяющая процедуру избрания депутатов Палаты представителей, была дополнена фразой «Выборы депутатов проводятся в единый день голосования».
Повезло тогда депутатам нижней палаты парламента и, особенно — депутатам местных Советов. А депутатам ПП НС и местных Советов всех уровней, избранных 25 февраля 2024-го года, повезло еще больше: согласно обновленной Конституции, срок полномочий и тех и других увеличен с четырех до пяти лет.
Почти полное обновление состава Палаты представителей
Еще в июле 2023-го Александр Лукашенко встретился с Натальей Кочановой, чтобы обсудить проведение электоральной кампании, идеологические и кадровые вопросы. «Мы вступаем в электоральную кампанию. Она будет длительной: и этот, и следующий год, начиная с местных органов власти, местных советов, Всебелорусское народное собрание (новое у нас направление) и заканчивая президентскими выборами. С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация. С другой стороны, конечно, надо сделать так, чтобы не раскачалась страна и общество, как это было прежде», – сказал Качановой Глава государства.
В сентябре того же года, принимая председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, Александр Лукашенко выразил мнение, что «следующий парламент, естественно, будет отличаться от нынешнего. Потому что и задачи более глобальные, и ситуация непростая».
Спустя две недели, на совещании по кадровым вопросам Президент рассказал, каких кандидатов будет поддерживать государство. По его словам, местная власть должна способствовать продвижению достойных депутатов и сенаторов, а также кандидатов во Всебелорусское народное собрание. «Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно», — заявил Александр Лукашенко, призвав в этом вопросе не строить из себя «целомудренных» и заверив, что на Западе тоже все так делают. После чего призвал способствовать продвижению в парламент и другие выборные органы «патриотов и профессионалов».
Интересно следующее. Как правило, ранее, после очередных выборов в Палату представителей ее состав обновлялся примерно на треть, при этом существовало негласное правило: депутатом парламента можно было не более двух сроков подряд. Депутаты, у которых заканчивался второй срок полномочий, на третий срок обычно не выдвигались. Это обеспечивало ротацию депутатского корпуса: за три электоральных цикла парламент обновлялся практически полностью. Разумеется, в этом правиле бывали и исключения, но они касались, в основном, руководства нижней палаты парламента. Если продолжать следовать этой логике, то сейчас примерно 70-75 народных избранников должны были сохранить свои мандаты, а на 35-40 мест могли быть избраны новые лица. Однако после Единого дня голосования только 20 из 110 депутатов предыдущего созыва были переизбраны в новый состав Палаты. Если быть точным — 20 из 107 действующих депутатов, т.к. трое, к сожалению, прекратили своей полномочия досрочно по причине смерти. Судя по всему, процесс по омоложению или, как в последнее время часто говорит Президент, по смене поколений, запущен.
«Перезагрузка» партийной системы
В феврале 2023-го года вступили в силу поправки в законы о деятельности политических партий, увеличившие минимальный порог численности учредителей (членов) с 1 тысячи до 5 тысяч человек. Было установлено обязательное наличие организационных структур партии во всех областях и Минске, а также не менее чем в одной трети районов каждой из областей и не менее чем в одной трети районов Минска. Также в соответствии с Законом Министерство юстиции в течение шести месяцев после вступления его в силу должно было перерегистрировать политические партии. Деятельность партий, не прошедших перерегистрацию и не принявших решение о ликвидации, могла быть прекращена по решению Верховного Суда.
В итоге перерегистрацию прошли только 3 из 15 зарегистрированных на тот момент политических партий: Либерально-демократическая партия Беларуси (ЛДПБ), Коммунистическая партия Беларуси и Республиканская партия труда и справедливости (РПТС). Четвертая партия, «Белая Русь», была зарегистрирована в марте того же года. Важно отметить, что как общественное объединение оно было создано еще в ноябре 2007-го и с того момента время от времени в информационном поле то и дело возникали шумы на тему превращения ее в политическую партию. Причем нередко открыто предлагалось сделать ее «партией власти», чему, по ряду причин, противились на самом верху. Вернее, не столько противились, сколько, судя по всему, держали в качестве «замороженного проекта». И вот пришло время этот проект «разморозить» — в аккурат перед выборами депутатов Палаты представителей и местных Советов.
Что касается партий, не прошедших перерегистрацию в соответствии с новыми требованиями законодательства, то тут все просто. Большинство этих партий создавались в начале 1990-х годов, некоторые из них не скрывали своего оппозиционного отношения к действующей власти, активизировались только во время выборов и вообще чуть ли ни финансировались из-за рубежа (на последнее государственными пропагандистами обычно делается особый акцент). В общем, только и занимались тем, что раскачивали нашу синеокую стабильность и даже иногда покушались на безопасность нашего хрустального сосуда. Но самое главное: подавляющее большинство этих партий имело проблемы с численным составом и просто физически не могли соответствовать изменившимся требованиям законодательства. И это я еще не говорю о кризисе их ценностей и идей, что также не способствовало привлечению в ряды этих партий новых членов. Получается, что из «старых» партий остались наиболее жизнеспособные, или, проще говоря, те, кому это действительно было нужно. Поэтому ни о какой «зачистке партийного поля и его очищения от нелояльных партий» (о чем любят говорить и писать некоторые политические обозреватели) речь не идет. Власть просто юридически оформила «смерть» этих структур – а «умерли» они намного раньше и без участия нашей власти.
Но вернемся к выборам-2024. Если отбросить способы выдвижения кандидатом в депутаты (кстати, закон вовсе не запрещает выдвигаться двумя или даже всеми тремя способами: от трудового коллектива, от политической партии и путем сбора подписей), среди 263 зарегистрированных кандидатов в депутаты парламента более 76% являлись членами политических партий. От «Белой Руси» их было аж 112, от ЛДПБ – 36, от Коммунистов – 33, от РПТС – 22.
То есть, как минимум, в двух округах было по два кандидата от «Белой Руси» на одном округе. Отчасти это могло выглядеть, что система борется сама с собой. Хотя, наверное, просто немного «перестарались». Спишем это издержки роста новой партийной системы.
В итоге «Белая Русь» получила 51 депутатов парламента, РПТС – 8, Коммунисты – 7, а ЛДПБ – 4. При этом 40 из 110 депутатов на данный момент являются беспартийными. При этом нельзя исключать, что кто-то из числа последних в будущем не изъявит желания вступить в одну из четырех существующих политических партий. Поживем-увидим. Главное, чтобы это не мешало их личной работоспособности и работоспособности парламента в целом.
Возможно ли в будущем появление новых партий, способных провести своих кандидатов в парламент? Вполне. Будем надеяться, что через 2-3 созыва парламента мы сможем получить сбалансированную партийную систему. Причем все эти партии могут быть представлены в парламенте.
Ведь как сказал Александр Лукашенко в ноябре 2023-го года на встрече с руководителями четырех политических партий: «Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив».
Ликвидация практически всех «мерзопакостных НКО», многие из которых в былые годы являлись участниками электорального процесса, начавшаяся еще летом 2021-го года и на сегодняшний день практически завершенная. Не буду сильно углубляться в суть вопроса, поясню на простом примере. В Минске в основной день голосования на нескольких избирательных участках видел такую картину: наблюдатели откровенно скучали. То ли было раньше — приходишь на участок, а тут тебе представители и БХК и «Вясны» (в настоящее время обе организации ликвидированы), знай, себе на листочках в блокнотиках точки ставят: сколько-то избирателей пришло, сколько-то взяли бюллетени для голосования, столько-то проголосовало. А после вскрытия урн, проведения подсчета голосов и вывешивания итогового протокола на всеобщее обозрение, то тут — то там слышно: «ой, у меня данные на 2 человека с протоколом расходятся», а второй такой: «а у меня аж на 3 человека не срастается». И давай жалобы писать в окружную избирательную комиссию, а то и сразу в ЦИК или даже прокуратуру. Надо же отрабатывать свой «правозащитный» хлеб. Хватит. Наелись результатами всего этого в 2020-м. На единый день голосования было аккредитовано более 45 000 национальных наблюдателей от патриотически настроенных общественных организаций и политических партий. «Спокойствие, только спокойствие». Ибо лимит на «треш и угар» мы вычерпали с лихвой в том же 2020-м году – хватит лет на десять в духе «никогда больше».
Выборы для себя
«Беларусь проводит выборы для себя, а не для каких-то наблюдателей от ОБСЕ и не в угоду политическим заявлениям или рекомендациям, которые будут сыпаться из-за рубежа. Цель одна – провести избирательную кампанию безупречно и в соответствии с законом» — сказал в ноябре 2023-го года во время выступления на круглом столе по разъяснению новаций избирательного законодательства, особенностей проведения выборов депутатов в Единый день голосования и выборов делегатов ВНС первый замглавы Администрации Президента Максим Рыженков.
8 января нынешнего года стало известно, что Беларусь воздержится от приглашения наблюдателей ОБСЕ на предстоящие выборы. Об этом заявил журналистам постоянный представитель нашей страны при международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас. О принятом решении он уведомил директора БДИПЧ ОБСЕ Маттео Мекаччи во время телефонного разговора, в ходе которого по поручению МИД Беларуси довел руководителю бюро аргументы и мотивацию белорусской стороны.
Спустя несколько дней после этого председатель ЦИК Игорь Карпенко, комментируя новость о том, что Беларусь воздержится от приглашения на выборы наблюдателей от ОБСЕ, подчеркнул, что это решение было предсказуемым: «ОБСЕ запятнала себя ангажированными политическими решениями в отношении нашей страны. Еще в мае 2023-го года на сайте ОБСЕ появился доклад «о серьезной угрозе человеческому измерению в Беларуси», где в негативных и политизированных тонах были оценены все политические изменения в стране после 2020-го года, включая решение Конституционного референдума. Члены ЦИК Беларуси находятся под санкциями западных стран — членов ОБСЕ». Карпенко также напомнил, что выборы мы проводим для себя, а не для зарубежья, и что функция международных наблюдателей – ответить на главный вопрос: соответствовал ли избирательный процесс национальному законодательству, все ли было организовано в соответствии с этим законодательством.
В основной день голосования фразу «о выборах для себя» повторил Глава государства, во время традиционного общения с журналистами на избирательном участке: «Мы будем делать так, как выгодно нашим людям. Мы делаем это для себя». При этом не упустил возможность попенять Западу, что наблюдатели ОБСЕ не просились приехать на выборы в Беларусь, а «если бы ОБСЕ захотело к нам приехать и сделало бы такой запрос, мы бы его рассмотрели и, скорее всего, положительно».
Международные наблюдатели все же имели возможность приехать в Беларусь и посетить избирательные участки уже в дни досрочного голосования и в основной день выборов.
ЦИК Беларуси аккредитовал 294 таких лиц, причем в основном от авторитетных международных организаций и союзов, участницей которых является Беларусь или планирует полноценное членство в самом ближайшем будущем. Так, 238 представляли Миссию наблюдателей от СНГ, в том числе 44 были направлены Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ, 12 — Парламентской Ассамблеей ОДКБ, 25 — Парламентским собранием Союза Беларуси и России, 4 — Постоянным комитетом Союзного государства. Также 11 наблюдателей были аккредитованы от центральных избирательных органов Азербайджана, Армении, России, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, а 22 — от Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
На этом фоне несколько выделялась группа 23 представителей зарубежных стран, которые тоже получили аккредитацию в качестве международных наблюдателей. Это были политические и общественные деятели из Болгарии, Германии, Испании, Италии, Литвы, Ливана, Польши, Сербии, Франции, Швеции, Швейцарии, Ирана. При этом они не представляли какие-либо наблюдательные миссии или международные организации, а выступали исключительно как независимые эксперты. Большинство из этих общественных иностранных наблюдателей можно было и не приглашать, т.к., во-первых, их приехало неприлично мало, а во-вторых, в большинстве случаев, они представляют либо незначительные общественно-политические структуры, либо вообще никого, кроме себя.
На их общем фоне еще более-менее выделялись Драгомир Карич из Сербии, являющийся почетным консулом Беларуси в Белграде, а также депутатом Народной скупщины, и Кшиштоф Толвинский из Польши — фермер, в разные годы занимавший должности заместителя маршалка Подляского воеводства, заместителя министра государственного казначейства, и даже являлся депутатом Сейма Польши.
В отличие от статусных наблюдателей от СНГ, СГ и прочих серьезных структур и организаций, данная группа лиц являлась, скорее, классическими политическими туристами. При этом сейчас у нас, мягко говоря, контакты высокого уровня с Западом поставлены на паузу (которая непонятно когда закончится и неясно закончится ли когда-нибудь вообще). Тамошний «статусный» народ к нам, за редким исключением вроде визита министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто в октябре 2023-го года, не ездит. Значит пока что и такие сгодятся. Все же «народная дипломатия», пусть и такая. Кстати, белорусские государственные СМИ использовали визит группы зарубежных общественных наблюдателей по максимуму, что тоже весьма неплохо.
Международные наблюдатели от СНГ по окончанию единого дня голосования оценили положительно уровень организации наших выборов, а также отметили, что выборы соответствуют самым высоким стандартам. В интервью белорусскому ТВ один из них, то ли в шутку, то ли в серьез, сказал, что он-то даже специально хотел найти хоть какие-то нарушения, но их не было. Объективности ради, и, при всем уважении к данному господину, не уверен, что он был посвящен во все тонкости нашего избирательного законодательства, тем более, сравнительно недавно обновленного.
При этом некоторые отклонения действительно имели место быть. В том же телерепортаже можно было увидеть, как в отдельно взятой кабинке гражданин во время заполнения бюллетеня стоит не спиной к камере, а боком и при желании можно даже увидеть, в какой части листа он ставит свою отметку. Это, вообще-то, нарушение принципа тайны голосования. Затем был показан гражданин, явно находящийся на избирательном участке, у которого на плечах был размещен шарф с названием одной из политических партий, от которой он, судя по всему, являлся наблюдателем. А это уже можно расценить как агитацию в день выборов, да еще и непосредственно на избирательном участке.
Представители тех самых «мерзопакостных НКО», если бы находились на избирательных участках, где имели место быть вышеуказанные незначительные нарушения, в былые годы сразу бы принялись строчить протоколы о нарушениях. Но их нет, этих «мерзопакостных». Это и есть та самая новая реальность.
Козни и реакция наших «беглых»
Удивительно, но в отличие от довольно массированной кампании, направленной на срыв референдума-2022, в этот раз их активность была намного менее заметна. Да, они активно закупали рекламный траффик на Youtube, где размещали свои личные и групповые обращения к гражданам Беларуси, напоминая, что проживающие за рубежом белорусы теперь не смогут проголосовать. Называли выборы «фарсом, имитацией и безвыборами», призывали 25 февраля не идти голосовать, а заняться, например, спортом (за последнее довольно забавно агитировал висящий на турнике Анатолий Лебедько). В целом ничего нового.
В основной день голосования оппоненты системы даже запустили онлайн-марафон на том же Youtube. Около 12 часов дня по Минску (это обычно самое активное время) данное действо смотрело не более… 400 человек. И это при том, что в 2020-м году за кандидата С.Тихановскую проголосовало без малого 600 тысяч белорусов. Получается, что лидеры «беглых» стали не интересны даже уже своей же аудитории. Это полный провал.
«Беглые» пытались задействовать в своей борьбе даже фактор СВО, но это, наоборот, сыграло на руку действующей власти. Например, газета «СБ.Беларусь сегодня» незадолго до дня выборов поместила на первую полосу коллаж, на одной части которого было хлебное поле и комбайны, а на другом – развалины. Посыл сего предельно прост: вот что может быть, если голосуешь не за тех. Действительно, не поспоришь.
Реакция «наших западных партнеров»: очередное «Госдеп против»
В Беларуси еще не успели закрыться избирательные участки, а Госдепартамент США уже выступил с заявлением, в котором наши выборы назывались фиктивными, а далее утверждалось, что они якобы проводились в атмосфере страха.
На это МИД РБ быстро отреагировал, что называется, «с перчинкой», порекомендовав американской администрации протестировать своих сотрудников на знание международного права, в том числе Устава ООН, и заявил, что единый день голосования прошел в соответствии с белорусским законодательством.
А далее заявления представителей «коллективного Запада» посыпались как из под копирки. Президент Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Теодорос Русопулос назвал прошедшие выборы пародией на демократию. Председатель Конгресса Совета Европы Марк Кулс назвал их фикцией. Подключился и верховный представитель ЕС по внешним делам и политике безопасности Жозеп Боррель, рассказавший, что новые депутаты Палаты представителей и местных Советов не имеют демократической легитимности.
Можно и дальше приводить цитаты лидеров Западного мира, вот только зачем? Нас критикуют, а мы крепчаем. И проводим выборы действительно для себя.
Но вернемся к избирательной кампании.
Немного сухих цифр (потерпите – дальше будет интереснее)
Для проведения выборов депутатов в единый день голосования в стране было сформировано 1394 территориальные и окружные избирательные комиссии, в числе которых 6 областных и Минская городская, 110 окружных, 118 районных, 10 городских – в городах областного подчинения, 14 городских – в городах районного подчинения, 8 поселковых и 1127 сельских.
В комиссии было выдвинуто 9614 представителя. Больше всего выдвинули своих представителей политические партии и другие общественные объединения – 4909 человек. От граждан путем подачи заявлений — 4041, от трудовых коллективов – 664. В итоге в состав комиссий вошло немного меньше граждан, чем выдвигалось – 9459 человек.
В стране было образовано 5411 участков для голосования и, соответственно, столько же участковых избирательных комиссий (УИК), в состав которых вошло 57233 человека. А если у этой цифре прибавить членов избиркомов более высокого уровня, то получится уже 6805 избирательных комиссий с общим списочным числом их членов в 66 692 человека. 215 участков были образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, и 11 — в воинских частях.
При этом 57% членов тех же УИК являлись представителями политических партий и общественных объединений (это к вопросу участия политических партий и гражданского общества в электоральной кампании). За избирательным процессом наблюдали 45 505 национальных наблюдателя. И эти только количество людей, отвечавших за подготовку и проведение выборов — без учета личного состава органов внутренних дел и МЧС, обеспечивавших порядок в и личную безопасность членов избиркомов (например, по опыту 2020-го года случаи словесных оскорблений в отношении членов УИК носили не единичный характер).
К чему все эти цифры? А к тому, что выборы – это довольно таки недешевое удовольствие, и власть поступила весьма дальновидно, установив ЕДГ вместо проведения двух отдельных выборов, которые в прошлые годы могли следовать друг за другом с интервалом в год. Все же экономия бюджетных средств (причем значительная), а также, если так можно выразиться, экономия человеческих ресурсов.
Что делала власть и ЦИК в частности
Есть такое выражение: легко отчитываться только тогда, когда ты сделал мало. В данном случае работа была проделана огромная.
Для оперативного реагирования на запросы избирателей еще в конце ноября 2023-го года в ЦИК начал работать информационно-справочный центр, специалисты которого ежедневно консультировали избирателей по возникающим вопросам текущей избирательной кампании. К ЕДГ на его линию поступило более одной тысячи звонков.
В те же дни ЦИК были подготовлены и утверждены методические рекомендации для территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, памятки для национальных и международных наблюдателей, для лиц, выдвигаемых кандидатами в депутаты, и для кандидатов в депутаты.
12 февраля в Минске состоялась диалоговая площадка, на которой работники аппарата ЦИК Беларуси в сопровождении сурдопереводчиков разъяснили гражданам из категории инвалидов по слуху новации избирательного законодательства и особенности проведения выборов депутатов в единый день голосования. К слову, выступления кандидатов в депутаты Палаты представителей на телевидении сопровождались сурдопереводом в обязательном порядке. Сообщалось, что в дни голосования помощь маломобильным гражданам готовы оказать и волонтеры.
Порядка 2 тысяч человек прошли обучение на курсах повышения квалификации по вопросам избирательного права и процесса в Академии управления при Президенте. Специально к единому дню голосования был разработан тренинг для обучения участковых комиссий и сценарий его проведения, а в помощь организаторам этих тренингов был даже снят учебный видеофильм о работе участковой комиссии. Академией управления при Президенте совместно с работниками аппарата ЦИК Беларуси подготовлено 160 специалистов, которые обеспечили организацию обучения членов участковых избирательных комиссий. Было проведено около 150 встреч с трудовыми коллективами и молодежью (в некоторые дни могло проводиться сразу несколько таких встреч), более 20 семинаров-совещаний с общественным активом и организаторами выборов в регионах, политическими партиями, СМИ.
Работу с трудовыми коллективами крупных предприятий следует выделить особо: где-то может даже чуть-чуть «пересолили» общими фразами в духе «нужно обязательно прийти голосовать, т.к. от этого зависит судьба страны», повторявшихся неоднократно в Тг-каналах для работников. На встречах с коллективами замы по идеологии этих предприятий, к сожалению, рисковали вообще отбить охоту у людей идти голосовать. В целом еще хорошо, что про «повышение электоральной культуры населения» и прочие малопонятные основной массе населения материи, в отличие от некоторых лидеров мнений, на этих встречах не говорили. Еще из нового – проведение квизов (викторин) на знание избирательного Кодекса среди сотрудников предприятия.
Особенность этих выборов – широкое привлечение современных цифровых технологий и в целом высокий уровень визуализации данных, как в электронном виде, так и в классическом «печатном». На сайте ЦИК в разделе «материалы» можно было найти много полезной информации: баннеры, плакаты, памятку избирателю и информационные ролики. ЦИК также подготовил краткое руководство для кандидатов в депутаты.
16 февраля на главной странице официального сайта ЦИК Беларуси был запущен сервис по поиску участка для голосования, а в разделе, посвященном текущей избирательной кампании, размещены адреса и телефоны всех территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий. А на Публичной кадастровой карте в подразделе «Избирательные округа» раздела «Дополнительные слои» были созданы пространственные слои с границами избирательных округов по выборам депутатов Палаты представителей, а также информацией о местонахождении и контактных телефонах окружных избирательных комиссий. Именно благодаря этому сервису я узнал, что, теперь живу в другом избирательном округе и не смогу проголосовать на кандидата в парламент, за которого собирался голосовать до этого (он шел на переизбрание).
Для оперативного информирования о ходе кампании ЦИК Беларуси довольно активно вел свои аккаунты в социальных сетях и мессенджерах. Количество подписчиков, возможно, оставляло желать лучшего (ВК – 265 человек, Инстаграм – 1550, Фейсбук – 117, Телеграм – 4500, ОК – 2700, Вайбер – 530. Ну, как есть. Кому было интересна эта информация, полагаю, был подписан.
К сожалению, не обошлось без «ляпов». 9 ноября на сайте ЦИК был опубликован логотип единого дня голосования с ошибкой в государственном флаге (версия флага, изображенная в лого, является на сегодняшний день устаревшей). Проблема была оперативно решена, но на это успели обратить внимание альтернативные СМИ. Что ж – пусть и им будет счастье, даже если только и на несколько минут.
В целом граждан очень хорошо информировали о ходе кампании: ТВ (как республиканское, так и местное), радио, голосовые объявления в общественном транспорте, наглядная агитация в целом (баннеры и прочие формы наружной рекламы) и в частности – стенды с информацией о кандидатах в депутаты всех уровней в местах скопления людей в крупных и не очень населенных пунктах.
На республиканском ТВ был запущен проект «Понятно про выборы», рассказывавший как формируются списки избирателей, по какому документу можно на избирательном участке получить бюллетень и что делать, если нет возможности проголосовать по месту регистрации.
С 9 февраля на ТВ пошла массирования информационная кампания, объясняющая, что граждане вправе обратиться в участковую избирательную комиссию по месту своей регистрации и уточнить, включены ли они в список избирателей, а также проверить правильность указанных сведений о себе. Не уверен, что это для основной массы населения эта тема является значимой. Например, в ходе голосования на местных выборах в феврале 2018-го года граждан, сменивших место регистрации со времени проведения предыдущей электоральной кампании, проводившейся осенью 2016-го года, было выявлено около 8,5 тысяч. Не исключено, сейчас власти были озабочены вопросом явки избирателей на выборы, поэтому решили подогреть интерес к проведению ЕДГ таким нетривиальным ходом, как «проверьте, внесены ли вы в список избирателей».
Органы внутренних дел и члены избирательных комиссий отработали вопросы слаженности действий при пресечении нарушений общественного порядка на участках для голосования и на прилегающих к ним территориях, появлении дебошира, неопознанного летательного аппарата, обнаружении бесхозной сумки, приближении к зданию человека с оружием или бесчинствующей толпы, получении информации о готовящемся теракте. При этом милиция перешла на усиленный режим службы за несколько дней до начала досрочного голосования, что является обычной практикой во время выборов. Безусловно, все было правильно: и сделать все это, и показать общественности, что все это сделано. То есть органы, если что, готовы к купированию любой противоправной деятельности в местах проведения голосования и не только там. Итог: ни одного зафиксированного нарушения порядка на участках в день выборов. Правда, в ходе агитационной кампании один гражданин на западе Минска все же ударил стоявший на улице стенд с информацией о кандидатах, за что тут же стал фигурантом уголовного дела по статье за хулиганство.
Работа с молодежью и, особенно – с впервые голосующими избирателями
Еще в ноябре 2023-го года был запущен информационно-просветительский проект #ВТЕМЕ.Голосуем, в рамках которого молодежи планировалось разъяснить простым языком все детали предстоящей электоральной кампании: кого избирают, в какие сроки, компетенция депутатов и многое другое. Члены Молодежных советов ставили своей целью встретиться с молодыми людьми в учреждениях образования и трудовых коллективах и подробно рассказать о ключевых аспектах предстоящей избирательной кампании.
6 декабря стартовал конкурс рисунка «Выборы глазами детей», организаторами которого выступили ЦИК Беларуси, Министерство образования, Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. В конкурсе могли принять участие все желающие в возрасте от 6 до 18 лет. Было получено 2070 работ, а его итоги были подведены уже после проведения ЕДГ.
В середине декабря в Академии управления при Президенте стартовал информационно-просветительский марафон «Выбирай.BY». Планировалось, что во время марафона подготовленные эксперты из числа студентов доступным языком расскажут молодежи разных вузов страны об особенностях предстоящей избирательной кампании, новациях в электоральной сфере и о международном опыте проведения выборов. Причем это планировалось сделать в виде дискуссий, лекций, дебатов.
Примерно в те же дни в БГУ открылась «Школа молодого избирателя», в работе которой для студентов предусматривались тематические лекции и дискуссии, а опытные спикеры рассказывали об особенностях единого дня голосования. Также студенты БГУ, которые впервые голосуют, посетили ЦИК Беларуси. Экскурсии в ЦИК для организованных групп для студентов ВУЗов стали одним из ноу-хау этой кампании. Иногда даже казалось, что двери ЦИК вообще не закрываются – за одной группой студентов тут же следовала другая.
Для впервые голосующих наших граждан, которых по всей стране насчитали почти 180 тысяч человек, был напечатан специальный тираж Конституции. Экземпляры Основного законы выдавались им прямо на избирательных участках.
1 февраля в Минске состоялся форум молодых избирателей.
5 февраля в столице на Главпочтамте был дан старт совместному республиканскому молодежному информационно-просветительскому проекту «Паштоўка.БЕЛ», который призван напомнить гражданам Беларуси об их конституционном праве избирать, гражданской ответственности каждого гражданина и едином дне голосования. Первые почтовые открытки заполнили и отправили своим родным и близким Председатель ЦИК Беларуси Игорь Карпенко, Министр информации Владимир Перцов, Министр связи и информатизации Константин Шульган.
БРСМ к единому дню голосования запустил челлендж и создал маску в инстаграм, которую тут же опробовали молодые избиратели. Также самая массовая молодежная организация страны подготовила стикерпак для Telegram. Как говорится, «осваиваем современные технологии»…
Работа с молодыми избирателями, в отличие от прошлых кампаний, на этот раз носила системный и массовый характер. В итоге из общего количества впервые голосующих граждан, включенных в списки для голосования, в выборах депутатов приняли участие почти 77 %. Хочется надеяться, что хоть это поколение, как это произошло с поколением, выходившем на улицы в 2020-м, мы не потеряем.
Если говорить в целом, что у власти действительно получилось все сделать «вкусно» — завернуть рутинное, я бы даже сказал, довольно скучное дело, как выборы, в обертку, если не праздника, то некого занимательного действа. Примерно также пытались сделать противники режима в 2020-м году: со всеми своими очередями «подписаться за кандидатов», турне по стране «трех храбрых девочек» и т.д. Хотя то был, не праздник, а, скорее, просто балаган.
Сейчас не сказать, что на избирательных участках ощущалось атмосфера праздника (хотя об этом на камеру белорусского ТВ так сказал один из зарубежных общественных наблюдателей). Но того напряжения, которое чувствовалось на участках в день проведения референдума-2022 (по крайней мере у меня тогда сложилось именно такое впечатление) не было и в помине. Общество, очень надеюсь на это, стало спокойнее. Поэтому единый день голосования прошел в штатном режиме.
Итоги голосования
За пять дней досрочного голосования на выборах депутатов проголосовали 41,71 % граждан, включенных в списки для голосования. Брестская область – 44,72 %, Витебская область – 41,71 %, Гомельская область – 49,93 %, Гродненская область – 39,98 %, Минская область – 40,47 %, Могилевская область – 49,43 % и Минск – 30,07 %.
Всего же явка граждан на выборах депутатов в единый день голосования (с учетом проголосовавших досрочно) составила чуть более 73 %. По регионам данные выглядят так: Брестская область – 75,82 %, Витебская область – 74,74 %, Гомельская область – 75,85 %, Гродненская область – 76,90 %, Минская область – 74,20 %, Могилевская область – 77,03 % и Минск – 61,54 %.
Мне что-то подсказывает, что не будь отмены порога явки на парламентских выборах – так в нескольких округах столицы депутаты Палаты представителей сейчас могли бы и не быть избраны вовсе. Радует, что наша власть, когда модернизирует законодательство, все-таки понимает, что и зачем она делает.
По результату ЕДГ все 1284 местных Совета сформированы в правомочном составе, а именно: 6 областных и Минский городской, 118 районных, 10 городские городов областного подчинения, 14 городские городов районного подчинения, 8 поселковых и 1127 сельских.
Любопытный факт. В списки избирателей было внесено чуть более 6,9 миллиона человек, из которых 96,2 тысячи являлись гражданами России, проживающими в Беларуси и имеющими право участвовать в выборах местного уровня. В местные Советы было избрано 15 граждан РФ, из них 11 человек были избраны в районные советы, а еще 4 человека – в сельские. Кандидатами же в депутаты местных советов были зарегистрированы 22 россиянина, постоянно проживающих в Беларуси.
Новый состав Палаты
26 февраля ЦИК опубликовал предварительные итоги выборов в парламент. В Палату представителей было избрано немало известных, и я бы даже сказал, знаковых персоналий.
Игорь Сергеенко, нынешний глава Администрации президента. Скорее всего, будущий председатель нижней палаты парламента, т.к. Владимир Андрейченко, являвшийся бессменным спикером парламента на протяжении нескольких созывов, отправляется на заслуженный отдых. Кто же тогда станет новым главой АП? Скорее всего, Максим Рыженков – нынешний первый замглавы Администрации.
Интересны также избрание председателя партии «Белая Русь» Олега Романова, председателя Федерации профсоюзов Беларуси Михаила Орды, министра труда Ирины Костевич, генсека Белорусского Красного Креста Дмитрия Шевцова, советника-посланника посольства Беларуси в РФ Александра Шпаковского и легкоатлетки Анастасии Мирончик-Ивановой. Среди избранных депутатов также присутствуют помощник президента – инспектор по Минску Александр Барсуков, начальник управления взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры Анжелика Курчак, военный эксперт Николай Бузин, директор Национальной библиотеки Вадим Гигин, председатель ЛДПБ Олег Гайдукевич и несколько других не менее интересных лиц. Например, ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Вячеслав Данилович и председатель Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Сергей Рачков.
Первая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва начнет работу 22 марта.
Интересный момент. На совещании по вопросам организации работы нижней палаты в переходный период, состоявшемся в первый день весны, Глава государства сказал об уходящем составе парламента дословно следующее: «Парламент как никогда был солидный, порядочный, проблем никому не создавал», после чего предложил наградить наиболее заслуживших. Что и было сделано.
Так, Владимир Андрейченко получил орден Отечества I степени. Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Александр Маркевич был награжден орденом Почета. Медаль «За трудовые заслуги» получили Оксана Гайдук, Тамара Долгошей, Марина Ильина, Елена Колеснева, Игорь Комаровский, Людмила Кононович, Игорь Лапша, Валентина Ражанец, Сергей Рачков, Татьяна Рунец. Медалью «За безупречную службу» III степени награждены Лилия Ананич, Николай Васильков, Татьяна Корзук, Людмила Нижевич. Игорь Марзалюк получил звание заслуженного работника образования, Людмила Макарина-Кибак — заслуженного врача, Михаил Русый — заслуженного работника сельского хозяйства. Весьма достойно.
Что дальше?
А дальше осталось сформировать ВНС и провести его первое заседание, в ходе которого будут избраны рабочие органы, счетную комиссию, председателя ВНС, заместителя председателя, президиум ВНС (который является это постоянно действующим рабочим органом), принять временный регламент работы Всебелорусского народного собрания. Во второй день ВНС планируется, что его делегаты рассмотрят новую Концепцию национальной безопасности и положения Военной доктрины Беларуси. ВНС в новом статусе состоится уже 24 — 25 апреля.
Выдвижение кандидатов в делегаты ВНС началось 12 марта и продлится до 31 марта. Необходимо отметить, что предельное количество делегатов ВНС это 1200 человек. Согласно законодательству, делегатами ВНС уже являются высшее руководство страны, представители исполнительной и судебной власти, а также все депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики, выборы в который пройдут 4 апреля. Каждый из регионов Беларуси отправляет в верхнюю палату парламента по восемь человек. Их определяют на собраниях областных Советов и Минскогогорсовета. Еще восемь человек может назначить лично Президент.
При этом согласно избирательному законодательству в ВНС 350 человек будет избрано из числа депутатов местных Советов, а 400 делегатов — от гражданского общества. Интересно, что Мингорсовет войдет в ВНС в своем полном составе, потому что в столице нет советов более низкого уровня, как в регионах. Кстати, в ходе ЕДГ в Минский городской совет было также избрано немало медийных личностей, таких как Иван Эйсмонт, Андрей Кривошеев, Вадим Боровик, Евгений Пустовой.
Делегатов Всебелорусского народного собрания будут выбирать с 1 по 10 апреля, при этом выборы пройдут не в один день: ведь своих делегатов будут выбирать семь субъектов от местных Советов и пять от гражданского общества. Общественные объединения определят своих делегатов на съездах – даты уже определены, и они разные. Делегаты ВНС от местных Советов депутатов будут избираться областными Советами депутатов из числа депутатов местных Советов депутатов областного, базового и первичного территориальных уровней, а делегаты ВНС от гражданского общества — высшими органами субъектов гражданского общества из числа членов этих субъектов (членов организаций, входящих в состав субъекта гражданского общества).
А теперь самое интересное. В единый день голосования Александр Лукашенко подтвердил свое участие в выборах президента в 2025-м году, чем, фактически дал старт уже следующей избирательной кампании – на этот раз президентской.
Как я писал в начале текста, ЕДГ являлся первыми прямыми выборами после 2020-го года. Такие, если хотите, «учения, максимально приближенные к боевой обстановке» перед президентскими выборами-2025. Тест системы, который она, кстати, успешно выдержала. При этом расслабляться рано. Потому что выиграна битва, но не война. Что же касается самого единого дня голосования, то опыт оказался вполне удачным — надо будет повторить. Но только лет через пять, не раньше.