Фашизм, консерватизм или что-то другое? Разбираемся в идеях Дугина

21 августа была взорвана ехавшая с фестиваля “Традиция” Дарья Дугина, дочь знаменитого философа и политического активиста Александар Дугина.

Такое по-человечески трагичное событие напоминало всему СНГ и даже миру, о пожалуй, самом популярном и медийным философе России — Александре Гельевиче Дугине. В этом контексте попробуем разобраться в политических идеях как самого Дугина, так и его дочери. 


Кто такой Александр Гельевич Дугин

Александр Гельевич стал восходить на олимп своей популярности еще в ранние 90-е, когда вместе с Эдуардом Лимоновым и Егором Летовым создавали НБП (Национал-большевистская партия сочетает в себе идеи крайнего национализма с левой экономической повесткой). В 90-е он и прославился как создатель политического движения и яростный критик либерализма и коммунизма. 

В последующие годы, после распада НБП и приходу к власти Владимира Путина, он продолжил свою критическую деятельность и стал взаимодействовать с бизнесменом и основателем канала “Царьград ТВ” Константином Малофеевым. После такого “слияния” Дугин стал постоянным гостем канала “Царьград” через который философ пытался повлиять как на умы верхушки власти, так и на простых людей. 

Дарья Дугина, в свою очередь постепенно шла по стопам отца и закончила философский факультет МГУ в 2015 году, после чего активно занималась научной и просветительской деятельностью, а также была менеджером своего отца. Широкую популярность девушка не имела, однако была заметна в достаточно узких консервативных кругах. Политические и философские идеи Дарьи были аналогичны ее отцу.

Дугинская политическая философия

Дугинскую политическую философию можно выразить следующими словами: традиционализм, православие, постмодернизм, четвертая политическая теория и евразийство. Разберем каждую из идей подробнее.

Традиционализм: традиционализм в представлении Дугиных это идеология, построенная на принципах премодерна (то, что было до Великой французской революции), которая включает в себе отрицание национализма, эгалитаризма, капитализма в его либеральном представлении и поддержку религиозности, вечных традиций, концепта цивилизации в противовес отдельным нациям.

Дугин в своей программе “Экспертиза Дугина” и в многочленных книгах (Ноомахиях и не только) представляет традиционализм как идею отрицания ценностей современного либерального общества индивидуализма  и замену их уже мертвой в наше время идеей вечной традиции (вера в бога, героизм), которая была взята у околофашистского философа Юлиуса Эволы (сам себя он фашистом или нацистом не считал). Современный мир, по мнению философа, может генерировать и пересобирать совершенно разные идеи, поэтому возврат к традиции возможен. Большую поддержку со стороны Дугина имеют народные традиции и привычки, которые и воспроизводят “народный дух”. Традиционализм при этом, не обязан отрицать современные технологии, а напротив должен быть совмещен с ними в виде архефутризма.

Православие для семейства философов представляет собой ключ к пониманию традиционализма для русских, которые сформировались как цивилизация именно благодаря православию. Стоит отметить, что русским для Дугина может быть любой человек, который принимает традиционные  и народные ценности русских. При этом Дугин уважает и все остальные религии, указывая на то, что они в тоже верны, но каждая для своей цивилизации.

Постмодерн — это новейшая культурная парадигма, которая сменила собой модерн (национализм, либерализм и коммунизм). Постмодерн, по мнению Дугина, отрицает какую-либо истину и уничтожает бытие человека и потенциально заменяет его “иным” (роботизация, множество гендеров и тд). Дугин, с одной стороны считает это концом человечества, а с другой стороны возможностью воспроизводить утраченный дискурс. Именно Россия в их понимании будет бороться с надвижением конца, в этом и заключается ее “особый путь”.

Четвертная политическая теория представляет собой идеологический концепт, разработанный лично Дугиным, который выходит за рамки “правых” и “левых”. От правых берется традиционализм (без расизма) и совмещается с левыми экономическими теориями. Для Дугиных, идеологическая дихотомия “право-лево” устарела и больше не имеет связь с реальностью, а, значит, должна быть преодолена. В связи с этим, Дугиных часто причисляют к “новым правым”, которые пытаются выйти из данной идеологической парадигмы с 60-х годов XX века.

Идею Евразийства дугин развивает вслед за Николаем Трубецким, Георгием Вернадским и Петром Савицким. Идея евразийства должна объединить страны бывшего СССР в единую цивилизацию, которая должна занять равное место в многополярном мире. В таком “общем доме” каждое культурное и религиозное сообщество найдет себе место и общую цель. Про экономический уклад евразийского мира Дугин отмечает следующие: 

“евразийство тяготеет к левой социалистической позиции. Можно подметить близость евразийства к социализму, но не доктринальному, не марксистскому, не атеистическому, а, скорее, православному. Или исламскому, если говорить об исламских формах общежития”

Отношение к СВО России на Украине

Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции на территории Украины, после чего Дугин написал на своей странице в ВКонтакте: гиперсолярный, это означает, что Путин исполняет отведенную ему роль “спасителя русской цивилизации”.

Дарья Дугина, в свою очередь, в своем телеграм-канале высказалась в поддержку через репост записи Константина Малофеева.

На протяжении всего времени постились записи направленные против Запада и Украины и в поддержку солдат России. Вот так, например, Дугин отреагировал на обеспокоенность людьми изменение курса валют:

«Измерение политических и особенно исторических событий и войн экономикой, наблюдение за трендами, курсами валют и биржевыми котировками, признак тотального вырождения. Такое отношение свойственно трансгендерам

Однако после того, как конфликт затянулся Дугин, стал выражать недоверие правящим кругам:

«В России назрели радикальные перемены. С тем правящим классом, который мы имеем, они невозможны — никак и ни в какой мере. Это создает серьезную проблему — глубинного характера. Ничто ни в экономике, ни в образовании, ни в политике, ни в промышленности, ни в культуре решено быть не может. Мы бросили вызов Западу. Это необратимо. Теперь должны отвечать по полной. Но элита на это неспособна. То есть вообще.»

Я считаю, что Дугина вполне можно отнести к сторонникам радикализации конфликта, через окончательное и быстрое решение поставленных задач. 

Дугин, как и его дочь поддерживает Россию в этом конфликте поскольку считает, что украинцев не существует как нации и тем более, как цивилизации, в добавок к этому, на территории Украины проживают множество людей считающими себя русскими, а, значит, борьба за их идентичность является ключевой. 

“Украинцы — лжеидентичность. Русские — сверхидентичность. Беларусы — идентичность. В этом состоит нелинейная диалектика восточных славян и евразийской этносоциологии” — мнение Дугина касательно идентичности восточных славян.

Конфликтные события, по мнению Дугиных могут помочь России окончательно порвать с Западом и жить по традициям.

Дугина, как и его дочь, что не удивительно, критики называют фашистами, уж больно радикальные консервативные идеи они исповедуют. Такую позицию занимает американский историк Юрий Фельштинский и российский философ и журналист Кирил Мартынов. К последовательным критикам можно отнести французского либерального мыслителя Бернан-Анри Леви и украинского философа Андрея Баумайстера. 

Однако сам фашизм все же продукт модерна, а не постмодерна или премодерна, Дугин отрицает модерн за его атеизм и расизм, который был свойственен для Германии и частично Италии во времена Второй мировой войны. 

При этом если мы понимаем фашизм в широком современном либеральном смысле, то да, пожалуй так можно сказать и все же такая позиция будет достаточно размытой, вернее будет говорить ультраконсерватор или традиционалист. 

Дугин и Беларусь

Рассматривая идеи Дугина через призму Республики Беларусь, можно сказать, что он поддерживает правление Александра Лукашенко. Лукашенко для Дугина человек, который смог противостоять Западу и построить суверенную страну.

“Лукашенко своей политикой вообще с самого начала делал ставку на независимость. Независимость прежде всего от глобального мира, от Запада, поэтому он попал в число диктаторов. Тот, кто не с Западом, тот плохой парень, это понятно, стоит только что-то возразить западному однополярному миру, и ты становишься плохим парнем” (https://radiokp-ru.turbopages.org/radiokp.ru/s/podcast/vecherniy-mardan/36081).

Дугин указывает и на то, что без идеологии долговечный суверенитет не построить, проблему деидеологизированного государства, что и вменяет философ Президенту.

“Лукашенко это пример того, как хорошо, долго и надежно можно обходиться без идеологии, противостоя идеологии Запада. Он это блестяще демонстрирует. Но одновременно он показывает, что у всего есть границы. А дальше очень трудный вопрос. Потому что создать суверенное государство без идеологии вообще невозможно”(https://radiokp-ru.turbopages.org/radiokp.ru/s/podcast/vecherniy-mardan/36081).

Но, в то же время дугинская евразийская концепция предлагает альтернативу Западному миру, что предполагает единое государство, а это идет в разрез с концепцией государственного суверенитета Республики Беларусь. При этом сам Дугин неоднократно отмечал, что дальнейшая интеграция Беларуси и России возможно только при изменении самой России. 

Стоит упомянуть о мифе, что якобы Дугин является главным идеологом Путина, что в корне неверно. Во-первых, нет никаких доказательств, что Дугин “ходит к Путину” и дает ему какие-либо советы. Во-вторых, сам философ долгое время критиковал Путина за отсутствие идеологии и сохранение олигархата. Да и сам Президент России, скорее всего, не следует советам Дугина из социальных сетей.

Сделай Чеснок своим источником новостей в Яндекс.Новости или Google News. Подписывайся на наш телеграм. Только самые важные новости!

Back to top button