Как ломают Европу. Почему международное право становится неэффективным
Европа — это сложный и бурлящий котел с множеством наций, народов, народностей и таким же количеством национальных интересов, которые тесно переплетены между собой. И когда одно государство начинает притеснять другое, это вызывает цепную реакцию, которая сразу же затрагивает интересы многих стран. А когда одно из европейских государств возвышается над остальными и берет единовластный контроль, над большинством европейского континента — это очень часто ведет к конфликту с Россией, так было в период шведского, французского и германского доминирования. Подобные войны, при детальном изучении всегда были организованы теми государствам, которые являлись участниками конфликта, но всячески дистанцировались от ведения боевых действий. Прежде всего это Великобритания и США.
Всякий раз, когда в Европе начинают пересматривать территориальные и национальные границы, это ведет к неизбежному конфликту, который может закончиться очередной большой войной, в которую могут быть втянуты не только европейские государства, но и как показал опыт 1-й и 2-й мировых войн, весь остальной мир.
На данном видео хорошо проиллюстрирован процесс втягивания в войну государств Европы в период Второй мировой:
Одним из итогов Второй мировой войны стало подписание Ялтинского (датируемое 13 февраля 1945 г.)[1] и Потсдамского (датируемое 2 августа 1945 г.)[2] соглашений, которые установили нерушимые границы в Европе и фактически положили начало долгосрочному миру на Европейском континенте.
Облик Европы после Второй мировой
На конференциях, которые подвели итоги мировой войне, были установлены следующие границы:
1. В частности, на ялтинской конференции союзники очень много внимания уделили будущему Польского государства. В результате Польша потеряла территории, большинство населения которых составляли этнические белорусы и украинцы: западные Белоруссию и Украину. В обмен на эти земли Польское государство получило земли Германии, где преобладало этническое польское население, что дало Польше полноценный выход к Балтийскому морю. Польша также закрепила за собой Белостокскую область с большим количеством белорусского населения, дабы не возникало дальнейших споров за обширный лесной массив Беловежской пущи.
2. Город Вильно, несмотря на то, что он был исторически белорусским, а большинство проживающего в нем населения были белорусы, стал столицей Литовского государства и был переименован в Вильнюс.
3. СССР получил спорные немецкие территории на востоке в частности: столицу Восточной Пруссии город Кенигсберг, из которого было выселено все немецкое население, а сам город был переименован в Калининград. тем самым был решен давний спор между Польшей и Германией за контроль над ним. СССР также закрепил за собой территории Западной Украины и Западной Белоруссии, а Литовская ССР получила Вильнюс. В результате Потсдамских договорённостей Советское Государство объявило войну милитаристской Японии, чем оказало большую услугу США. Это привело к разгрому квантунской армии Японии, на тот момент являвшейся самой крупной, а СССР получил Курильские острова и Южную часть острова Сахалин, находившегося в японской власти с войны 1905 года. Советскому союзу также были обещаны в аренду Порт-Артур и Китайско-Восточная железная дорога.
4. В многонациональной Югославии было признанно, что власть получит Иосип Броз Тито, являющийся коммунистом, а границы Югославии останутся неизменными. В свою очередь СССР отказался поддержать греческих коммунистов, и Греция в дальнейшем вошла в западный блок, а позже в НАТО.
5. Франция вернула себе обратно спорные Германские территории Эльзас и Лотарингию.
6. Монголия была признана независимым государством, и была определена ее территория.
7. Вопрос Германии был решен 12 сентября 1944 еще до Ялтинской встречи. В результате Германия была разделена на зоны влияния между СССР, США, Великобританией, Францией. Что послужило в дальнейшем началом раскола между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Она потеряла практически все приобретенные в результате войны территории и лишалась части исконных земель.
Кроме этого в международном праве были установлены нормы, которые закрепляли принцип территориальной целостности государств (п. 4 ст. 2 Устава ООН [3]) , и каждому государству международным сообществом гарантировалась территориальная неприкосновенность и невмешательство в дела одного государства со стороны других. Однако, как показала практика, по оглашению на международном уровне закрепляется одно, а в умолчаниях многие страны продолжают действовать в своих корыстных интересах и зачастую принося ущерб другим государствам. А метод достижения своих целей сменяется с силового приоритета управления, который выражается в открытой агрессии одной страны по отношению к другой, на метод “культурного сотрудничества”.
Границы в Европе — это вещь весьма условная. И к моменту, когда мощь СССР, которая была наработана в послевоенные годы, начала угасать, и в конце 20 — начале 21 века про Потсдам и Ялту забыли, продемонстрировав, что в мире правит сильнейший, а не система международного права, выстраданная двумя мировыми войнами.
В результате процессов, которые приводили советский блок в упадок, никому и дела не было до международного права, все предвкушали будущее деление «пирога» Восточной Европы. Процесс падения соц. блока сопровождался изменением границ многих государств.
Объединение Германии и разделение Чехословакии
Как говорил тогда Горбачёв, который, к слову, и был инициатором объединения Германии — “Процесс пошёл”. 3 октября 1990 года произошло объединение Германии, в результате чего было низложено государственное образование ГДР.
28 января 2015 года Председатель Госдумы Российской Федерации Сергей Нарышкин поручил комитету по международным делам проработать возможность принятия заявления, осуждающего «аннексию Германской демократической республикой ее соседа Федеративной республики Германия в 1989 году». С такой инициативой выступил при обсуждении порядка работы палаты депутат от КПРФ Николай Иванов [4].
1 января 1993 года государство Чехословакия прекратило своё существование и разделилась на Чехию и Словакию. Произошло это достаточно мирно и бескровно, несмотря на то, что этому предшествовало гражданское восстание, направленное против власти монистической номенклатуры. Восстание привело к смене режима, однако в последствии новое правительство разделило страну.
Перед разделением был проведён соц. опрос об отношении к разделу страны, в результате которого большинство населения Чехословакии высказалось против этого. (Словакия: за разделение 37 %, против 63 %, Чехия: за 36 %, против 64 %) [5].
Интересным является тот факт, что Гитлер в свое время также разделил Чехословакию для достижения своих геополитических целей, в чем ему способствовали Польша, Франция и Великобритания.
СССР
В декабре 1991 года подписанием беловежского соглашения окончательно была поставлена точка в вопросе существования СССР. В результате процессов распада Союза образовалось множество новых независимых государств.
Прошло уже больше 20 лет, однако это событие до сих пор вызывает множество вопросов. Распад советского государства также можно считать незаконным актом.
В 2014 году в Верховный суд Российской Федерации поступила жалоба о неконституционном роспуске СССР. Автор заявления житель Тольятти Дмитрий Третьяков. Суть дела заключалась в том, что при развале СССР было нарушено действующее в то время законодательство, поэтому юридически Союз — жив. Однако в рассмотрении дела было отказано и суд мотивировал это тем, что вопросы, которые были заявлены в иске, не входят в его компетенцию. [6]
Нужно отметить, что подписание в Беловежской пуще трехстороннего соглашения о создании Союза Независимых Государств и объявление того, что СССР больше не существует, не только не соответствовало действовавшему на тот момент законодательству, но и противоречило воле народа, выраженной на Всесоюзном референдуме.Такой референдум прошел 17 марта 1991 года. Тогда почти 80 процентов граждан проголосовали за сохранение СССР.
Приднестровье
Однако разрушение Союза спровоцировало не только создание ряда независимых государств. Конфликты и разногласия начали возникать уже внутри этих государств. И если в Чехословакии этот процесс происходил достаточно мирно и без последствий, то в других странах доходило до вооружённых столкновений и человеческих жертв.
Конфликт в Приднестровье начался еще в советское время в 1989 году. Однако перерос в открытое вооруженное противостояние после распада СССР и обретения Молдавией независимости в 1992 году. Сторонами конфликта выступали Молдавия и ее вооруженные силы, а также ополченцы Приднестровской Молдавской Республики, которая официально не признана мировым сообществом до сих пор. При этом большинство населения непризнанной республики составляют русские и украинцы, которые в 1992 году противостояли молдавским вооруженным силам. Основным камнем преткновения стал языковой вопрос. Правительство Молдавии ввело один государственный язык на всей территории страны. Также на эскалацию конфликта повлияла активизация националистических выступлений в Молдове, что фактически разделило общество, и после устроенной провокации конфликт перешёл в активную фазу.
Конфликт на данный момент считается замороженной горячей точкой, мир в которой сохраняется благодаря российским миротворцам. И вот уже на протяжении больше чем двух десятилетий в отличие от других миротворческих операций, здесь не было даже единичных случаев возобновления боевых действий. Конфликт в Приднестровье носит также территориальный характер в виду несправедливо проведенных этнических границ в бывшем СССР, ведь в национальные республики зачастую добавлялись этнические территории других народностей, с целью уравновесить политическую жизнь и избежать внутреннего национализма.
Однако что касается Приднестровья, то следует отметить, что здесь мирно уживаются представители 3-х национальностей — русские, украинцы и молдаване. А сама страна экономически более развита, чем Молдавия, хотя со стороны ее и Украины экономически постоянно оказывается давление [7].
Югославия
Летальным для международного права стал распад Югославии. В Потсдаме и Ялте западные державы признали нерушимость границ Югославии, однако это не помешало ее расчленению. Дальнейшее дробление Югославии, преемницей которой была Сербия, привело в 1999 году к натовским бомбежкам территории Сербии и отделению от нее самопровозглашенного края Косово, благодаря чему был создан косовский прецедент. При этом у Косово не было законного права на отделение без согласия обеих конфликтующих сторон и участия в процессе ООН, более того, в крае не было проведено референдума, который, кстати, был реализован Россией в Крыму.
Однако приверженцы независимости края настаивают на том, что в условиях преследований, подобных геноциду, какой, якобы, имел место в Косово, автономия в пределах прежнего государства невозможна, поэтому провозглашение независимости полностью законно. При нападении на Сербию США и их союзники по НАТО оправдывали свою агрессию ложными обвинениями об убийствах не менее 200 тысяч мирных албанцев и про бесчинства «сербских карателей». Однако не было найдено ни одного доказательства или массового захоронения. Нужно учесть и тот факт, что при выводе с территории Косово сербской администрации начался полномасштабный геноцид сербского населения, про уничтожение которого никто из западных лидеров не вспоминает и сейчас.
От этой ситуации можно провести некие параллели, ведь подобным же образом под вымышленным предлогом США без всяких резолюций совета безопасности ООН напали на Ирак. При этом расчленение Югославии и Сербии это всего лишь один из примеров наплевательского отношения США и НАТО на международное право, принцип нерушимости послевоенных границ, а также на все международные нормы вместе взятые.
Украина
Украина при политическом бессилии центральной власти, управляемая олигархами, которые решают личные проблемы за счет всего населения страны, стала идеальным местом для ведения локального противостояния. Здесь сошлись политические, экономические и военные интересы США, Европы и Российской Федерации. При этом кроме внешнего воздействия конфликт усугубляют еще и внутренние проблемы государства. За последнее время здесь произошел организованный извне государственный переворот, разрыв экономических отношений с основным торговым партнером (Россией), экономический спад, постоянное увеличение государственного долга, продолжающаяся деградация социальных, экономических, информационных и политических институтов.
Однако ситуация в Украине стала камнем преткновения еще и во всей системе международного права, ведь благодаря действиям НАТО, в Сербии стало возможно растаскивать государственные образования буквально по кускам, что наглядно продемонстрировала Крымская ситуация. Благодаря Сербскому прецеденту Россия, теперь уже на абсолютно законных основаниях, вернула себе Крымский полуостров, что вызвало панику и раздражение в лице главного попирателя свободы и международного права США.
Нельзя забывать и про то, что Косовский прецедент повлиял и на саму Европу. Подтверждением этому являются референдумы о независимости в Шотландии и Каталонии. Подобные действия не только толкают многие европейские государства поддаться искушению вернуть себе когда-то утерянные территории, но и спровоцировать отделение мелких государственных образований от более крупных. А благодаря постепенной смене этнического состава населения Европы, это может привести или к раздробленности, или к войнам за объединение.
Одним из ярких примеров таких амбиций стоит упомянуть проект “междуморья” (Создание большого государства на западной границе с Россией, которое будет включать Польшу, Прибалтику, Украину, Беларусь, Чехию, Словакию, Хорватию. Естественно, что главным интегратором в данном случае будет выступать Польша), который в последнее время всё чаще всплывает в СМИ.
Видя открытую агрессию и разрушение международно-правовых норм Москва не раз давала понять, что идти на дальнейшие уступки она не намерена.
Однако Запад не замечал мнение Российской стороны по этому вопросу или попросту его игнорировал, и «гром грянул» не так давно, на территории Украины, а дальше Сирия — и вот уже Россия диктует мировой общественности свои условия.
Послесловие
Кроме изменения границ история конца XX — начала XXI века помнит ещё и цветные революции, которые ставили лояльные тем или иным центрам силы извне, правительства во многих странах и не только Европы, экономический контроль и доминирование, локальные конфликты и войны на территории Ближнего востока, Азии и многое другое.
Так что с момента установления мира после подведения итогов Второй мировой войны — мир ничуть не изменился. У сильных мира сего всё также существует направленность на решение своих корыстных интересов за счёт слабых. Поменялись только формы и методы достижения своих целей.
Система международного права по оглашению гарантирует неприкосновенность государства от непосредственного силового вмешательства со стороны агрессора.
Однако здесь обнаруживается ряд моментов, которые фактически ставят под вопрос безопасности в глобальном масштабе:
Во-первых, помимо права на независимость появился принцип самоопределения народов [8], который противоречит принципу нерушимости границ [3].
Во-вторых, помимо силовых приоритетов управления воздействие на страну с целью получить определённую выгоду (вплоть до расчленения её на более мелкие территориальные объединения и установления контроля над ними), появились и иные средства достижения своих геополитических интересов. К таким средствам воздействия можно отнести экономику, СМИ и массовую культуру, идеологию, религию, образование. Так, например, министр обороны РФ уже признал СМИ и Интернет новым видом оружия и вооружённых сил.[9]
В-третьих, само международное право работает по принципу «закон — что дышло: куда повернёшь — туда и вышло», обслуживая интересы определённой глобальной элиты, которая контролирует деятельность международных институтов.
С момента, когда начал ослаблять своё влияние Советский союз были запущены процессы, разрушающие и форматирующие не только Европу, но и весь остальной мир. Данные процессы, как показывает практика, не остановились и будут набирать обороты в дальнейшем. Для восстановления стабильности в регионе требуется создание мощного интеграционного объединения, способного предложить альтернативу западному варианту глобализации. Таким потенциалом обладает ЕАЭС, который в случае успешного развития может стать точкой притяжения стран с географией от Лиссабона до Владивостока. И наши западные коллеги из ЕС должны очень ответственно подойти к вопросу не только возможного сотрудничества с ЕАЭС, но и потенциального объединения, ведь в случае, если начнутся новые масштабные военные действия, то Европа рискует пострадать, будучи использованной со стороны других стран (показателем этого на сегодняшний день является проблема с беженцами, которые хлынули в Европу и создают массу проблем). Отсидеться никому не получится — либо мы изменим принципы и подходы в политике и отношение к другим странам и народам (и это касается не только Европы, но и всего мира), либо нас будут использовать для достижения своих целей и строительства нового мирового порядка, и не факт что в нём для нас найдётся место.
Источники:
1. Крымская конференция. 4–11 февраля 1945 г. Протокол работы Крымской конференции http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/krim20.htm
2. Берлинская конференция. 17 июля – 2 августа 1945 г. Протокол Берлинской конференции трех великих держав http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/berlin_main.htm
3. Устав ООН http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html
4. Нарышкин осудил аннексию ГДР http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/01/28/n_6867161.shtml
5. At Fork in Road, Czechoslovaks Fret http://www.nytimes.com/1992/10/09/world/at-fork-in-road-czechoslovaks-fret.html
6. Верховный суд отказался рассматривать жалобу жителя Тольятти на распад СССР http://lenta.ru/news/2014/04/08/ussr/
7. НЕПРИЗНАННАЯ ЭКОНОМИКА http://novostipmr.com/ru/news/15-09-10/nepriznannaya-ekonomika
8. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml
9. Шойгу назвал СМИ новым видом оружия http://lenta.ru/news/2015/03/27/shoigu/