Как сделать идею Союза народной?

Александр Лукашенко на встрече с Государственным секретарем Союзного государства Беларуси и России Дмитрием Мезенцевым ещё раз напомнил про решение президентов двух стран о создании союзного медиахолдинга. Эта структура должна прийти на смену существующим СМИ, освещающим деятельность Союзного государства.

Внимание к этой теме вовсе не случайно. Прежде всего, потому, что пока не видно никаких реальных подвижек, хотя политическое решение давно принято. Лукашенко в беседе с Мезенцевым подчеркнул два принципиальных момента: союзный медиахолдинг должен быть самостоятельной структурой, не «пристегнутой» к другим СМИ и эта структура должна быть своеобразным «прототипом» нового формата союзного СМИ, к которому могут присоединяться другие.

Эти тезисы требуют объяснения. До настоящего времени СМИ Союзного государства существовали, используя базу крупнейших медийных гигантов России и Беларуси – медиахолдингов «Комсомольская правда» в России и «Беларусь сегодня» в Беларуси.

раньше это было оправдано, так как позволяло использовать кадровый и ресурсный потенциал имеющихся холдингов. Но не всё было гладко. Например, имел место затяжной конфликт руководителя «КП» Владимира Сунгоркина с белорусскими властями, который достиг апогея в 2020-м году, когда «КП в Беларуси» заняла неоднозначную позицию во время попытки государственного переворота, а позже один из журналистов этого издания опубликовал сочувственный, по мнению белорусской стороны, материал в отношении экстремиста, застрелившего бойца спецподразделения «Альфа» КГБ Беларуси.

Поэтому понятно желание белорусского лидера видеть некую новую структуру, которая проводила бы самостоятельную редакционную политику, но с действительно союзной повесткой. Кроме того, важно понимать, что действовать союзному медиахолдингу придётся в условиях продолжающейся и усиливающейся информационной и реальной «горячей» войны. То есть в условиях военного времени. А это значит, что внутренние конфликты должны быть исключены.

Также есть мнение, что для того, чтобы медиахолдинг был эффективным, нужно не просто донесение информации, нужно быть сильным в противостоянии идей и смыслов, которые вживляются в информацию. Союзный медиахолдинг должен быть мощным генератором и транслятором союзных смыслов и союзной идеологии.

На этом основан второй тезис Лукашенко: союзные СМИ должны не замыкаться в двусторонней повестке, а иметь более амбициозные цели, ведь к Союзу, Союзному государству могут (и будут) присоединяться новые участники.

Русско-евразийская цивилизация существует, развивается и добивается успехов в «сложно-сочинённой» форме. Исторически ранее – в форме Империи. Прошлые формы Империи уже невозможны, даже сейчас Российская Федерация – это не Империя прошлого.

Сто лет назад мы открыли и стали осваивать новую форму – Союз, то есть, объединение, основанное на федеративных и равноправных началах. Это прогрессивная форма, которая не исчерпала своего потенциала, тем более что объективная реальность сейчас – это постсоветские независимые государства, которые как раз можно и нужно объединять в новый Союз.

Белорусский лидер не раз говорил, что Союзное государство Беларуси и России – это прототип совершенно нового Союза, который должен учесть ошибки СССР, ЕАЭС и ЕС и стать чем-то более совершенным.

В этом и есть суть Союзной идеи – в современном, правильном балансе между национально-суверенным и общесоюзным. В разработке и применении эффективных, адекватных времени технологий союзостроения, то есть интеграции в Северной Евразии.

Это серьезная политэкономическая, идеологическая и информационная задача. И именно поэтому в основе, например, союзного медиахолдинга должна находиться именно эта работа и эта цель.

Возьмем конкретный пример – сейчас обсуждают и вроде бы даже принимают символику Союзного государства. Увы, кулуарно. То есть решают чиновники или узкая группа политиков. 

Правильно было бы объявить всесоюзный конкурс, о котором постоянно информировали бы СМИ, а профессиональное жюри отобрало бы лучший проект, но нет, всё как обычно – где-то кто-то сам решит в тиши кабинетов, а народу покажут уже по факту. Народ даже не сопричастен к обсуждению символики Союза.

А зря, на истории с символикой можно было поднять значительный общественный интерес к союзной тематике.

Узнаваемый, популярный союзный медиахолдинг с перспективой роста на другие страны – это действительно амбициозная задача, которая пока не решалась в других наших интеграционных образованиях – ОДКБ и ЕАЭС не имеют специального медийного «измерения», а созданная под эгидой СНГ телекомпания «Мир» все-таки не продвигает именно союзную повестку и мировоззрение.

Есть разветвлённая и довольно эффективная сеть «Спутника», но это СМИ всё же воспринимается именно как российское, а речь идет о союзном, то есть паритетном с точки зрения повестки и доносимой информации.

Идея союзного медиахолдинга может быть вполне рабочей, если обеспечить его необходимыми ресурсами с опорой на кадры, заинтересованные в самой союзной идеологии. Ресурсы можно найти, а вот с кадрами дефицит, поскольку сама идея нового Союза еще недостаточно проговорена, тем более, для понимания журналистов и лидеров общественного мнения. И этим тоже придется заниматься.

Алексей Дзермант

Сделай Чеснок своим источником новостей в Яндекс.Новости или Google News. Подписывайся на наш телеграм. Только самые важные новости!

Back to top button