Как западные санкции стимулируют союзное импортозамещение
Готовое к подписанию Соглашение о единой промышленной политике между Беларусью и Россией призвано ответить на экономические вызовы коллективного Запада, который объявил гибридную войну Союзному государству.
Соглашение предполагает развитие производственно-технологической кооперации, создание хозяйственных структур транснационального масштаба, разработку совместных производственных и научно-технических программ. Направлено на повышение эффективности и конкурентоспособности промышленной продукции государств на внутреннем и внешнем рынках, формирование современной структуры национальных промышленных комплексов.
Подобное провозглашалось и раньше, но западные санкции буквально заставляют вывести промышленную кооперацию на качественно новый уровень.
Для начала надо загрузить имеющиеся производственные мощности: за годы существования союзного объединения только Беларусь сумела преодолеть 70-процентный уровень загрузки, в том числе реализуя кооперационные с Россией проекты.
Особого внимания требуют сферы машиностроения, легкой промышленности, бытовой химии, производства продуктов питания, в которых больше всего неиспользуемых возможностей. И это с учетом того, что производительность труда в промышленности в полтора раза выше, чем в среднем по союзной экономике, и при наращивании загрузки она повысится.
Незадействованные резервы непосредственно влияют на увеличение цены конечного продукта. Чего после этого удивляться, что покупатель предпочитает более дешевую китайскую продукцию на маркетплейсах, превратившихся в мощные товаропроводящие сети. На уровне массового потребителя это особенно заметно по легкой промышленности, где в сегментах нишевых продуктов правит бал более дешевый Китай.
Кроме того, значительные резервы заключены в скрытой безработице, малой глубине переработки ресурсов, слабом научно-технологическом потенциале.
Доступное кредитование оборотных средств способно стимулировать увеличение загрузки производственных мощностей, а доступ к продажам на Wilberries и других площадках для разгрузки складов имеют как частный предприниматель, так и крупная фабрика.
Госсектору надо учиться применять современные маркетинговые технологии, делегировать больше возможностей частным продавцам, в этом смысле, по отзывам самих же частников, более гибкие подходы практикуются в России.
В Китае кредитование оборотных средств возможно (на минуточку!) под 0% – только производи, обеспечивай людей работой, увеличивай ВВП страны, и это многое объясняет с точки зрения его конкурентоспособности.
А ведь есть и структурообразующие предприятия, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью, для модернизации которых целесообразно применение государственных инструментов эмиссионного кредита.
Государственные инвестиции
Государственные инвестиции в современных условиях отбиваются за счет глобализации маркетинговых технологий и инструментов кооперации – та же Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера включает уже более 50 тысяч участников. Реализации возможностей этой сети способствуют институциональные механизмы Союзного государства и ЕАЭС.
Кроме того, Беларусь активизирует взаимодействие с ШОС и БРИКС. Речь идет не только о рынках сбыта – принято считать, что самодостаточная показывающая устойчивый рост экономика обеспечивается участием не менее 200 млн потребителей.
Пока данные статистики свидетельствуют о том, что при производстве грузовых автомобилей Беларусь и Россия используют мощности своих предприятий в среднем на уровне 40%. Аналогичная ситуация наблюдается и в других отраслях.
При изготовлении колбасных изделий в Беларуси и России мощности загружены уже больше – 69,6% и 55,5% соответственно, в государственном масштабе явно есть над чем работать, подкрепляя кредитные инструменты продвижением на новые рынки и интенсификацией сбыта.
Экономисты подсчитали, что потенциал выпуска промышленной продукции свидетельствует о возможности ускорения союзного экономического роста до уровня наиболее динамично развивающихся стран с потенциалом 8% в год. Главной причиной отставания от ведущих стран мира как раз является стагнация государственной инвестиционной активности.
До последнего времени это происходило в том числе из-за того, что валютные спекулянты – бенефициары крупных западных игроков слишком вольготно чувствовали себя в российском финансовом поле, а это ослабляло рубль, негативно влияло и на белорусские возможности. Спекулянты имели возможность в государственном масштабе снимать сливки с курсовых колебаний и выводить огромную прибыль в оффшорные юрисдикции. Откуда было взяться дешевому кредиту?
Сейчас операции на Московской бирже для недружественных нерезидентов закрыты, чему в немалой степени способствовало начало СВО на Украине.
Под раздачу попал даже один из крупных белорусских банков, который закрыл клиентам доступ на Мосбиржу, прекратив операции по доверительному управлению в российских рублях. Это произошло из-за того, что банк более чем на 60% принадлежит компании, зарегистрированной на Кипре – юрисдикции ЕС, недружественной для России. Для Беларуси случай такого масштаба единичный, здесь ситуация давно под контролем государства.
Развитие промышленности требует ориентированного на национальные интересы банковского сектора, и как раз в Беларуси эту задачу удается решать системно, нынешняя кампания снижения ставок по кредитам – лучшее тому подтверждение.
Создание стоимости
Для формирования устойчивых цепочек создания стоимости необходима система формирования производств с высокой добавленной стоимостью. В этом смысле заметной уязвимостью союзного объединения можно считать сосредоточение кооперационного взаимодействия не в высокотехнологичных секторах.
Изменить ситуацию способно Соглашение о единой промышленной политике. Фактически оно будет реализовываться на платформе Евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации, в которую вшит механизм формирования кооперационных связей и превращения их в цепочки создания стоимости.
В этом году в Беларуси был анонсирован запуск проекта в машиностроении стоимостью около $300 млн за счет российского кредита, выделяемого в российских же рублях. Сообщается, что ранее Минск и Москва подписали межправсоглашение о выделении белорусской стороне кредита на сумму 105 млрд российских рублей (около $1,7 млрд). Эти средства пойдут на развитие проектов, направленных на импортозамещение, начаты работы уже по 12 кооперациям.
Одновременно в разработке находятся еще восемь проектов на общую сумму $280 млн. Стимулом к развитию совместных производств стал ряд действующих программ, подписаны соглашения о признании технологических операций, развитии микроэлектроники, Минск и Москва приняли решение о создании наднационального налогового комитета.
Сейчас идет работа по созданию совместных программ по производству автокомпонентов, станкостроению, инструментальной промышленности – в целом 12 проектов на общую сумму $850 млн уже утверждены Россией.
Летом этого года обсуждалось выделение Минску кредита в размере $1,5 млрд, но в результате было принято решении о выделении $1,7 млрд, разумеется, в российских рублях. На высшем уровне было заявлено о том, что часть средств пойдет на оборонку, в частности на разработки в области микроэлектроники.
В условиях современных вызовов очевидна безальтернативность российско-белорусской интеграции. Кооперация с Россией формирует более 50% ВВП Беларуси, или около $30 млрд в год, хотя и остается проблема повышения его наукоемкости, в которой скрыты резервы 10-процентного прироста ВВП.
У интеграционного объединения огромный потенциал роста, а экономическое чудо состоит уже в том, что союзная экономика вполне успешно выдерживает санкционный удар.
Николай Левчук