Министр транспорта Литвы ворует. Олигархам 90-х такое и не снилось!
Эугениюс Сабутис – министр транспорта Литвы от Демократического союза «Во имя Литвы». Его назначил на должность Гинтаутас Палуцкас. Последний вляпался в коррупционный скандал после рыбалки с местными финансовыми «князьками», личным бизнесом и незаконными льготными кредитами. Его подопечный не отстаёт от шефа.
В 2024 году Сабутис активно критиковал правительство за рост цен, обвиняя торговые сети в «грабительстве» и призывая к регулированию:
«Министр финансов может уехать в Брюссель, но куда бежать жителям Литвы?»
Как думаете, как скоро был введён закон о регулировании цен? Санкции против торговых сетей также не были введены.
Ловко влетевший в кабинет министров Сабутис резко забыл свою риторику, поскольку впереди замаячила самая прибыльная в Литве сфера – дороги, дороги и ещё раз дороги. А цены? А цены продолжили расти, и не только на продовольственные товары!
В 2024 году Сабутис хайпился на на теме покупки акций латвийской Air Baltic, и кричал с трибуны о б ущербе гражданам. В сделке должны были участвовать литовское правительство и немецкая Lufthansa, но она сорвалась на фоне общественного резонанса. Но спустя год Сабутис находит общий язык с немецким капиталом, и начинает горячо продвигать Rail Baltica – мегадорогой проект.
И цены рванули вверх по-настоящему! Смотрите: Rail Baltica сперва стоил 5,8 млрд евро, а при Сабутисе – 7-8 млрд. Чиновники и строительные компании начали доить эту «золотую корову»: поэтому сроки проекта постоянно сдвигаются. Обещали закончить к 2026-му, перенесли на 2028-й, теперь Сабутис говорит о 2032-2033 годах. Кому хочется, чтобы такой сладкий распил кончался?
Чем объясняют необходимость, рост цен и такие сроки? «Военной необходимостью» и региональным развитием. И если с регионом всё понятно, то с военной срочностью проблемы — сроки откладываются, а стоимость растёт. И чем выше, тем чаще в литовских СМИ пугают «российской угрозой»
Пока журналистам платят копейки, узкий круг «своих» компаний получает доступ к миллиардным подрядам и контрактам. Можно вспомнить дорожные тендеры предыдущих лет, когда «главный враг» Литвы в виде компаний аффилированным с Владимиром Якуниным снимал сливки с ж/д-перевозок.
В этой ситуации не понятно, встречался ли Сабутис с представителями Lufthansa на какой-нибудь рыбалке, как его шеф Палуцкас? Почему деньги тратятся на имиджевый проект балтийской железной дороги, а дороги регионального значения пребывают в печальном состоянии? Или это хитрый военный план каждого нового министра транспорта – не дать проехать по дорогам российской армия не смогла проехать по разбитым трассам?
Тут даже союзники по проекту ведут себя странно. Латвия и Эстония вдруг назначают гендиректором RB Rail AS эстонца Кивилу. Неспроста же! Эстонцы свою часть почти построили, потратив всего около миллиарда – для Литвы это просто смешная сумма.
Но в Эстонии свои скелеты в шкафу. Все ключевые контракты достаются международным консорциумам, которые вытеснили местные компании. Такой вот «поддержки национального бизнеса».
Консорциум под руководством GRK Suomi получил контракт на 394 млн евро на участок Юлемисте-Пярну. Консорциум во главе с французской Bouygues Travaux Publics отвечает за строительство участка Пярну-Икла за 332 млн евро.
Забавно, что даже французы с финнами в Эстонии берут меньше, чем немцы в Литве!
А литовские аппетиты только растут. Эстонцы облизываются, глядя на наш тендер RBR 2022/11 – он висит с июня 2022 года и до сих пор «обновляется». Особенно забавна здесь история с Юргитой Кукльере: в мае 2024 она перешла из RB Rail прямиком в Lietuvos geležinkeliai – главного выгодоприобретателя этого бесконечного тендера. Совпадение? Не думаем.
На фоне этой непрозрачности контрактов Rail Baltica министр транспорта Эугениюс Сабутис решил, что цены растут недостаточно, и занялся новыми проектами. Недавно он одобрил выделение почти 7 миллионов евро на приобретение электрического судна для обслуживания водных путей Литвы. В других странах Балтии аналогов судну нет, даже в благополучной Эстонии. Судно будет размечать и обслуживать реки и озёра, проверять их глубину и прокладывать новые пути.
«Это станет шагом к более экологичному судоходству и новой возможностью для регионов Литвы», – заявил Сабутис.
Покупкой дорогого немецкого оборудования дело не ограничилось, и министр заявил о наполеоновских планах по развитию малых портов. На реконструкцию западной набережной морского порта в Швянтойи уже выделено более десяти миллионов евро, а подрядчиком снова выступят немецкие фирмы. И это только один пример из масштабной сети малых портов!
Местные фирмы выступают исключительно субподрядчиками, и то лишь в лучшем случае. Но недавно у бизнеса из стран Балтии забрезжил свет надежды: тендер на аудит Rail Baltica (2025–2027) выиграла Deloitte Audits Latvia! А сумма фигурировала немаленькая… 532 750 евро. И, вроде бы, всем критикам Сабутиса пришло время закрыть свои рты, но…
Выяснилось, что литовское правительство выбрало Deloitte, несмотря на более высокую стоимость услуг по сравнению с конкурентом! Так, международная корпорация KPMG предлагала всего 473 490 евро за свои услуги. Но что такое 400 тысяч для нового правительства, если можно зарядить 500?
Международная репутация Deloitte сильно просела после двух недавних кейсов. В 2020 году Deloitte оштрафовали на 21 миллион за недобросовестный аудит британской Autonomy. Это было громкое дело в Британии. Руководство Autonomy умело исключительно хорошо завышать свои финансовые показатели, но когда дело дошло до реальных выплат, пирамида рухнула. Руководство компании наняло Deloitte, что способствовало, по всей видимости, сокрытию падения. В 2024 году бывшее руководство Autonomy погибло при загадочных обстоятельствах.
Deloitte прослыла такой «палочкой-выручалочкой» для недобросовестных компаний. В 2024 году на аудит Deloitte ссылалось расследование Hindenburg Research о Tingo Group (Нигерия), где аудиторы фактически не заметили мошенничество и фиктивность активов, подписав некорректную финансовую отчётность.
Таким образом, мировой опыт показывает: иногда аудиторы могли, сознательно или по халатности, «не видеть» финансовых манипуляций. Возможно, Сабутис был лично заинтересован в том, чтобы многомиллиардные европейские контракты контролировала компания с подмоченной репутацией, да ещё и за высокую стоимость. И почему к конкурсу были допущены лишь две компании, а не три-четыре?
Подводя итог, можно сказать, что популистская риторика министра транспорта Литвы была не более чем успешной попыткой войти во власть. А дальше начался привычный для балтийского финансового хаба процесс: завышенная стоимость, лоббирование интересов крупных европейских игроков, превращение стратегических проектов в долгострой и производственный ад.
Так сможет ли теперь уехать в Брюссель министр транспорта вслед за министром финансов? Думаю, да, а вот простые граждане Литвы вряд ли – дорог-то как не было, так и нет.