Польским перевозчикам будет непросто вернуться на рынок

Премьер-министр Польши Дональд Туск объявил 23 сентября, что приграничное движение с Беларусью будет восстановлено спустя почти две недели после закрытия, но это не решит проблем перевозчиков, польским компаниям будет непросто вернуться на рынок.

«Мало кому из польских перевозчиков удастся восстановить свои контракты. Товары «не ждут». Их уже перевозят литовские и латвийские грузовики», — отметил Ян Бучек, президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Польши. 

Ранее, 9 сентября, польский премьер объявил о закрытии границы с Беларусью с 12 сентября, аргументируя это проведением учений «Запад». Учения продолжались до 16 сентября, но после их завершения польские власти заявляли, что это не означает автоматического открытия границы. И лишь 23 сентября перед заседанием правительства Дональд Туск объявил об открытии границы в ночь на 25 сентября. «Учитывая, конечно, экономические интересы польских перевозчиков, включая PKP Cargo, мы пришли к выводу, что эта превентивная мера выполнила свою задачу», — заявил он.

«Мы рады, что решение об открытии границы уже принято. Однако оценка этого инцидента остается открытой. О решении закрыть границу было объявлено всего за два дня до его вступления в силу, сделано это было без анализа последствий и без контактов с представителями отрасли. Политики не распознали проблему и были удивлены тем, что польские грузовики не смогли покинуть Беларусь», — заявил Ян Бучек.

По его словам, всего несколько лет назад грузовики могли въезжать и выезжать из Беларуси через три автомобильных перехода, сегодня функционирует только единственный польско-белорусский автомобильный пограничный переход. Когда граница была временно закрыта 12 сентября, грузовики застряли на границе и не могли вернуться в Польшу через страны Балтии.

«Решение правительства привело к еще одной проблеме для польских компаний: потере с трудом завоеванных деловых отношений. Многие клиенты решили изменить маршрут следования своих товаров, направить грузы через литовскую и латвийскую границы, которые недоступны для наших перевозчиков. В таких случаях товары «не ждут». Они уже едут на литовских, латвийских и чешских грузовиках», — пояснил Бучек. «Некоторые перевозчики, пострадавшие от закрытия границы, вероятно, потребуют компенсации от правительства», — добавил он.

По его словам, польским транспортным компаниям будет трудно отказаться от восточного маршрута. «Перевозчики работали на этом направлении много лет и не имеют деловых контактов в других регионах. Найти место в другом регионе на современном транспортном рынке непросто. Для многих из них единственная альтернатива — закрыть бизнес, к чему часто приводят подобные инциденты», — рассказал эксперт.

«Непонятно, почему это решение (о закрытии границы. — Прим. БЕЛТА) было принято безоговорочно, без каких-либо экстренных процедур по обеспечению безопасности наших заблокированных транспортных средств и наших сотрудников, без каких-либо пояснительных записок и без какого-либо сотрудничества с организациями, представляющими польских перевозчиков. Нам непонятно, как, несмотря на такую угрозу, литовские и другие перевозчики могли въезжать и выезжать из Беларуси, в то время как мы были предоставлены сами себе», — резюмировал он.

Говоря о том, сколько времени может занять расчистка очереди на границе, Бучек отметил: «Все зависит от польских пограничных служб, ведь они могут пропускать от 300 до 1,3 тыс. автомобилей в день. Все зависит от организации работы и добросовестности, ведь пограничные службы неоднократно доказывали, что могут быстро расчищать такие очереди. Посмотрим, как правительство отнесется к нам, предпринимателям, и вмешается ли оно», — пояснил Бучек.

Портал Money.pl также писал, что из-за решения Польши по границе с Беларусью нарушилась работа терминала в Малашевичах, который называют «воротами ЕС» к Новому шелковому пути. «На кону значительные суммы, исчисляемые миллиардами долларов ежегодно», — указал Петр Сосновский, доцент кафедры логистики факультета менеджмента Лодзинского университета (Польша), комментируя ситуацию.

Эксперт отметил: «Значительная часть грузов, поступающих в Польшу по Новому шелковому пути, идет не сюда, а дальше, в Европейский союз, например в Германию, Францию, Нидерланды». По его словам, с точки зрения китайских властей, закрытие границы неприемлемо. Погрузочно-разгрузочный пункт в Малашевичах на польско-белорусской границе — это также важный пункт для Польши, которая получает выгоду от таможенных пошлин и налогов, взимаемых с компаний, обрабатывающих грузы.

«Что касается Нового шелкового пути, то маршрут через Беларусь и Польшу не единственный, но он, безусловно, самый дешевый. Отчасти это связано с тем, что альтернативные маршруты включают маршруты до порта Клайпеда в Литве, где возможна перевалка на морской транспорт. Каждая перевалка — это существенные расходы», — обратил внимание эксперт.

Компания PKP Cargo Connect планировала в ближайшее время запустить дополнительные поезда из Варшавы в Чжэнчжоу, но компании, как и другим перевозчикам, обслуживающим восточные рынки, придется дождаться открытия границы с Беларусью.

Эксперты не сомневаются в важности ответвления знаменитого маршрута через Казахстан, Россию и Беларусь для Китая. Портал приводит данные Евростата, согласно которым на пике своего развития в 2021 году через Малашевичи в Европу поступало 4% китайских товаров, что составляло 0,6% всего мирового китайского экспорта. Газета Rzeczpospolita сообщала, что в 2024 году доходы Национальной налоговой службы Польши от растаможки китайских товаров на железнодорожных терминалах составили 740 млн злотых.

Сделай Чеснок своим источником новостей в Дзен и Google News. Подписывайся на наш телеграмм. Только самые важные новости!

Back to top button