Особенности эстрадного пения
В пении существует огромное количество направлений, техник и методик: человеческий голос, как любой музыкальный инструмент, может звучать по-разному в зависимости от того, какого эффекта хочет добиться музыкант.
Вокал можно разделить на три основных вида: академический, народный и эстрадный. Академический вокал вы можете услышать в опере, на концерте классической музыки, им поются арии и романсы. Народный вокал отличается в зависимости от, собственно, народа, для культуры которого оно характерно: в нашем случае речь о славянском народном пении. Эстрадный находится посередине: он вбирает в себя элементы академической школы, народного колорита, а также техники и идеи, появляющиеся благодаря эстрадным исполнителям. Внутри эстрадного вокала масса направлений: джазовый (в его основе подражание звукам музыкальных инструментов и сложные мелодические линии), экстрим-вокал (здесь применяется расщепление потоков воздуха для создания резких звуков вроде хрипа и т.д.) и многие другие. Эстрадные исполнители часто используют в своём творчестве элементы разных направлений. У эстрадного вокала фактически нет строгих канонов, его главная задача – тронуть слушателя.
Эстрадные техники и приёмы
Популярные певцы используют разную постановку голоса: некоторые поют в высокой вокальной позиции (поднимают мягкое нёбо, как в академическом вокале), другие – в речевой, третьи используют полуприкрытую методику пения (совмещают речевую позицию с приподнятым нёбом). Выбор техники зависит в первую очередь от музыки, которую вы хотите исполнять. Стоит также искать преподавателя, который специализируется на той технике, которая вас интересует.
Например, преподаватели экстрим-вокала могут научить вас правильному расщеплению. При таком пении дыхание с помощью голосовых связок преобразуется в ноту, а с помощью так называемых ложных связок – в атональный шум. Расщепление требуется не только для вокала в тяжёлом роке, но и для пения с придыханием, имитации лёгкой сипотцы и т.д. Изучать эту технику нужно очень осторожно: неправильное расщепление может легко травмировать связки и голосовой аппарат в целом.
Приём под названием глиссандо – это перемещение звука плавно с одной ноты на другую. Чёткой смены одной ноты на другую не слышно, они как бы перетекают друг в друга.
Похожим приёмом является вибрато – качание звука на разной громкости в пределах одной или нескольких нот; такой вокал воспринимается более мощным.
А вот сделать исполнение тихим и нежным может фальцет – пение без опоры на высоких нотах.
Составляющие хорошего эстрадного вокала
Для эстрадного вокала (как и для любого другого) очень важна правильная постановка дыхания. Двадцати минут в день вам вполне хватит: дыхательные упражнения укрепят вашу диафрагму, и вы научитесь регулировать громкость и тембр своего голоса с помощью потока воздуха из лёгких.
За характер звучания также отвечает дикция. Скороговорки нужно проговаривать по пять-шесть раз, чередовать их, заменять старые новыми, отвлекать себя на другие дела в процессе произнесения (порисовать, пожонглировать и т.д.) – доводить речь до автоматизма. Дикция человека, стремящегося выступать на сцене, записываться на радио, выпускать аудиозаписи, должна быть значительно лучше, чем дикция обычного человека, – вокал обнажает все незначительные на первый взгляд изъяны речи.
То же самое можно сказать об артикуляции в целом: чем подвижнее ваше лицо, тем лучше вы сможете управлять вокальными позициями, произношением и т.д. Разогревайте перед пением мышцы лица, как это делают актёры, – так вы сможете лучше контролировать подачу звука.
Эстрадный вокал требует ежедневной усердной работы, но, проявив терпение, вы добьётесь отличных результатов и найдёте собственный неповторимый стиль, который помогут вам найти в музыкальной школе МузШок.