4 самые неудачные морские сражения всех времен

Данный материал является переводом статьи National Interest. По этой причине речь пойдёт исключительно про морские сражения Великобритании и США с Германией, Францией, Италией и Японией.


Эпоха стального линейного линкора действительно началась в 1880-х годах, со строительства серии военных кораблей, которые могли нести и использовать тяжелые орудия снаружи корпуса. В 1905 году Дредноут её Величества объединил множество инноваций в судостроении, двигателях и артиллерии, чтобы создать новый тип военного корабля, который мог бы доминировать над всеми существующими линкорами.

Хотя в конечном итоге он был вытеснен подводной лодкой и авианосцем, линкор занял почетное место в военной истории первой половины ХХ века. Мифология эпохи линкоров часто недооценивает, насколько активны были многие из этих кораблей. Первая Мировая Война, и Вторая Мировая война видели многочисленные сражения линкоров. Это пять самых важных сражений эпохи дредноутов.

Битва за Ютландию:

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, Великобритания и Германия вели свою «гонку вооружений», что привело к появлению огромного флота линкоров-дредноутов. Англичане выиграли гонку, но не настолько, чтобы игнорировать мощь германского флота в открытом море. Когда началась война, Королевский флот собрал большую часть своих современных линкоров в один Великий флот на базе Скапа-Флоу.

Немецкий и английский флот не использовали почти три года до главного сражения. В мае 1916 года немецкий адмирал Рейнхард Шеер и британский адмирал Джон Джеллико расставили дуэльные ловушки. Шеер надеялся заманить часть британского флота под свои пушки, в то время как Джеллико стремился сделать со своим противником то же. И то и другое в какой-то степени удалось — британские линейные крейсера и быстрые линкоры вступили в бой с немецкой линией фронта, прежде чем прибытие всего Великого флота поставило под угрозу выживание Германии.

Обе стороны сражались большую часть дня. У немцев было шестнадцать линкоров дредноутов, шесть малых дредноутов и пять линейных крейсеров. Против этого британцы выставили двадцать восемь дредноутов и девять линейных крейсеров. Джеллико удалось заманить немцев в ловушку, но не с той стороны Великого флота, и в сумбурном ночном бою большинство немецких кораблей прошли через британскую линию обороны и оказались в безопасности.

Многие с обеих сторон считали Ютландию разочарованием. И Шир, и Джеллико считали, что они упустили шанс уничтожить вражеский флот, причем последний имел гораздо более веские основания себя обвинять. Тем не менее обе стороны вместе потеряли четыре линейных крейсера и один дредноутный линкор. Если бы обеим сторонам повезло чуть меньше, потери могли бы быть гораздо хуже.

Битва при Мерс-эль-Кебире:

Капитуляция Франции в 1940 году поставила под вопрос судьбу французского флота. Многие из тяжелых кораблей, в основном расположенных во французских колониях, могли бы помочь либо войскам оси, либо британским войскам. В начале июля 1940 года Уинстон Черчилль решил исключить возможность попадания французских кораблей нацистским странам. Королевский флот вынуждал французов принять решение — либо англичане конфискуют, либо уничтожат французский флот.

Самое большое скопление французских кораблей, включая четыре французских линкора, находилось в Мерс-эль-Кебире, в Алжире. Два французских линкора были ветеранами Первой мировой войны; старые, неповоротливые и не особенно полезные ни для итальянского, ни для британского флота. Призом стали шесть тяжелых эсминцев, а также быстроходные линкоры «Страсбург» и «Дюнкерк». Эти корабли могли бы сослужить добрую службу тем, в чьи руки они бы попали.

Британцы выслали из Гибралтара силы её Величества, состоящие из кораблей «Худ», «Храбрец», «Решительность», авианосца «Королевский ковчег» и флотилии вспомогательных кораблей, чтобы либо запугать, либо уничтожить французов. Представители Королевского флота предъявили ультиматум своим французским коллегам, требуя, чтобы корабли либо присоединились к британцам, либо отплыли в Америку и разоружились, либо затопили сами себя. Что именно произошло в ходе переговоров между королевскими силами и французским командующим, остается предметом спора. Зато мы знаем, что британские линкоры открыли огонь, причем с разрушительными последствиями. Отсек с боеприпасами французского корабля взорвался, убив более тысячи французских моряков. «Прованс» и «Дюнкерк» оба приняли удары, и быстро удрали к берегу. «Страсбург» сделал дерзкий рывок к выходу, а затем обогнал британский корабль «Худ», чтобы скрыться от британской оперативной группы.

В итоге англичане потопили один устаревший корабль и повредили другой. Они повредили один быстроходный линкор и позволили другому уйти. Во время сражения погибло 1300 французских моряков. К счастью, выжившие французские моряки мало интересовались службой немцам. В конечном счете они потопят большую часть своих кораблей в Тулоне после немецкого вторжения в Виши.

Битва в Калабрии:

Большинство сражений на Средиземноморском театре военных действий во Второй мировой войне произошло во время защиты конвоя. Итальянцы должны были сопровождать свои конвои в Ливию, в то время как англичане должны были сопровождать конвои на Мальту и на восток.

В июле 1940 года, вскоре после разгрома французского флота у Мерс-эль-Кебира, дальние конвои двух сторон встретились в бою. Итальянская оперативная группа, состоящая из линкоров «Джулио Чезаре», «Конте ди Кавур» и различных более мелких судов, наткнулась на британский конвой, включавший «Уорспайт», «Майлайя», «Королевский суверен», авианосец «Орёл» и связанные с ним эскорты.

У итальянцев было первоначальное преимущество, так как рассредоточение кораблей Королевского флота было таковым, что только «Уорспайт» мог стрелять по итальянской линии. «Уорспайт» атаковал оба вражеских корабля, попав под огонь «Джулио Чезаре», в то время как «Майлайя» и «Королевский суверен» поспешили ей на помощь. После нескольких близких промахов с обеих сторон, «Уорспайт» нанес один из самых удачных ударов в истории морской артиллерии. Попадание, которое взорвало боеприпасы на палубе «Джулио Чезаре», привело к потере скорости, что вынудило итальянский корабль выйти из строя. Это стоило итальянцам всего их преимущества.

Хотя итальянцам не удалось одержать победу в сражении, они продемонстрировали, что Королевский флот не может действовать в центральном Средиземноморье без тяжелого эскорта. Появление в ближайшие месяцы двух новых, современных быстроходных линкоров даст итальянцам значительное преимущество. Союзники не могли претендовать на военно-морское превосходство в Средиземном море до 1943 года, пока итальянский флот не капитулировал под пушками Мальты.

Когда немецкий линкор «Бисмарк» поступил на вооружение в 1941 году, он стал крупнейшим военным кораблем в мире, вытеснив линейный крейсер Королевского флота «Худ». В мае 1941 года «Бисмарк» вышел из Норвегии в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген». Немцы планировали использовать эту пару в качестве «убийц» торговых судов, причем «Бисмарк» отвлекал или уничтожал эскорт главных кораблей конвоя, а «Принц Ойген» сосредоточился на самих торговых судах.

Первая оперативная группа для перехвата «Бисмарка» включала «Худ», «Принца Уэльского» и четыре эсминца. «Принц Уэльский» был теоретически сравним с «Бисмарком», но проблемы нового корабля (он только недавно завершил испытания) ограничили его боевую эффективность. «Худ» имел аналогичное вооружение с немецким кораблём (8 15-дюймовые пушки), но также нес еще двадцать лет опыта.

Оценив угрозу, которую представлял собой дальнобойный огонь для тонкой палубной брони капота, вице-адмирал Великобритании Ланселот Холланд стремился как можно быстрее уменьшит радиус поражения. К сожалению, пятый залп «Бисмарка» попал в капот в середине судна, что привело к огромному взрыву. Аналитики до сих пор спорят, что именно произошло на борту «Худ», но взрыв унес его на дно так быстро, что спаслись только три члена экипажа (из экипажа в 1419 человек).

В конце битвы «Принц Уэльский» нанес удар по «Бисмарку», который вызвал утечку топлива. Это убило миссию «Бисмарка» — он не мог совершить рейд в Атлантику с иссякающим запасом топлива. «Бисмарк» прервал бой с «Принцем Уэльским» (которому к этому времени сильно мешали поломки орудий) и попытался бежать домой. Два дня спустя он был пойман английскими кораблями «Рудни» и «Король Георг V», которые отомстили отправив «Бисмарка» на дно.

Вторая Битва при Гуадалканале:

В конце 1942 года американцы владели днем над Соломоновыми островами, в основном благодаря своему контролю над аэродромом Хендерсон. С другой стороны, ночь принадлежала японцам. Императорский японский флот (IJN) использовал свои преимущества в ночное время для доставки припасов и подкреплений японским войскам на Гуадалканале, а также для бомбардировки американских позиций.

13 ноября оперативная группа, включающая два японских линкора, попыталась “создать щель» и обстрелять Хендерсона. Японская оперативная группа была встречена группой американских крейсеров и эсминцев, которые воспользовались неожиданностью и удачей, чтобы искалечить линкор «Хиэй». Американский самолет добил «Хиэя» уже на следующий день.

На следующий вечер японцы предприняли еще одну попытку. Американцы, практически выбитые из сил после нескольких месяцев изнурительных боев, отправились к под прикрытие своих асов в тыл. «Вашингтон» и «Южная Дакота», пара быстрых линкоров, обычно предназначенных для сопровождения авианосцев. Четыре эсминца прикрывали два линкора. Силы японцев включали в себя линкор «Кирисима» (сестра «Хиэя», оставшаяся в живых после первой битвы), четыре крейсера и девять эсминцев.

На ранних этапах ночного действия военные корабли Японии смели заслон эсминца ВМС США. «Южная Дакота» и «Вашингтон» были разделены, и первый попал под сильный огонь всей японской оперативной группы, что привело к большим жертвам и полной потере связи. Однако когда японцы открыли огонь по «Южной Дакоте», они показали свою позицию «Вашингтону», который воспользовался возможностью уничтожить «Кирисима» с ее 16-дюймовыми и 5-дюймовыми пушками. «Кирисима» получила критические повреждения, выпала из строя и в итоге затонула (хотя большая часть ее экипажа была спасена). «Южная Дакота» и «Вашингтон» спаслись, причем последний практически не пострадал.

Сделай Чеснок своим источником новостей в Яндекс.Новости или Google News. Подписывайся на наш телеграм. Только самые важные новости!

Back to top button