Как научиться быстро читать: методы и упражнения
Как научиться быстро читать — эта мысль приходит всё чаще в наш ум при столь обширном количестве информации.
Навык быстрого чтения называется скорочтение. В современном обществе он становится одним из передовых. Но читать быстро, пропуская при этом часть слов, — не есть истинное скорочтение.
Этот полезный навык формируется за счёт расширения поля зрения, которое достигается путём многократных упражнений (с применением обучающих программ). Расширение восприятия текста происходит с помощью специальных упражнений, разработанных именно для развития концентрации и обработки информации. Это становится возможным благодаря многократным целенаправленным действиям — тренировкам.
Достигнув определённого уровня быстроты восприятия и анализа прочитанного, этот навык необходимо будет поддерживать (с помощью специальных упражнений и чтения), как и в любом мастерстве.
Отвлекаясь при чтении, мы зачастую вынуждены возвращаться назад в тексте и перечитывать заново предложение, абзац, иногда целую страницу.
Попробуйте читать не отвлекаясь. Не позволяйте мыслям рассеиваться, так или иначе обращая внимание на внешние и внутренние признаки.
Можно попробовать включить секундомер, чтобы проследить, сколько времени получится не отвлекать внимание от чтения.
Развитие концентрации — вот что необходимо в первую очередь осваивать для правильного постижения навыка скорочтения. Именно концентрация является основным методом.
Не научившись с умом погружаться в информацию, действительно значимого результата достичь не получится.
Итак, первый метод освоения скорочтения — развитие концентрации.
Второй — расширение кругозора (широты восприятия текста). В данном методе происходит постепенное развитие периферийного зрения. Для этого есть определённые упражнения: в виде программ, приложений, тестов. Например, таблицы Шульте.
Смысл задания — найти числа по возрастанию максимально быстро. Нужно следить за тем, чтобы глаза и внимание не разбегались. Для этого необходимо:
- сосредоточить свой взгляд на нарисованном в центре таблицы числе или глазе;
- поиск чисел в квадрате производить беззвучно;
- не отводя взгляда от центра, постараться увидеть все цифры на таблице и пересчитать их.
Далее можно попробовать воссоздать расположение чисел в таблице по памяти (расчертить таблицу и вписать числа в определённой последовательности, как они находились в таблице).
Это простое со стороны упражнение имеет существенную основу для развития памяти и внимания.
Можно ещё усложнить задание, заменив определённую последовательность чисел на отдельно взятые блоки. Соответственно, нужно искать блоки, состоящие из набора чисел (например, найти блок из набора цифр 3,11,8,19,21, за ним другой и так далее).
В итоге мозг будет нарабатывать навык, автоматически выделять ключевые слова из текста, необходимые для того, чтобы воспринять, осознать и запомнить.
Также для широты восприятия текста эффективным упражнением будет учиться читать, не двигая глазами. Поначалу это покажется очень трудным, но по мере целенаправленного продвижения в практике будет и результат.
Третий метод — развитие памяти.
Существует большой выбор путей для развития качества памяти (специальные приёмы, программы, приложения), один из неоспоримых способов — стихотворения. При этом развивается творческое образное мышление, благодаря которому информация переводится из краткосрочной памяти в долгосрочную. Открывается доступ к визуальному каналу восприятия. Иными словами, визуальной памяти.
Для развития данного метода не лишним будет выполнение упражнения по образному запоминанию цифр, суть которого — создать образ, соответствующий определённой цифре. По данному методу запоминания можно хранить в памяти номера телефонов длительное время.
Лучше это делать с секундомером, чтобы каждый раз отмечать и нарабатывать скорость запоминания числового ряда.
Хорошим примером по практике техники скорочтения является книга Наталии Барановой «Скорочтение».
Скорочтение с точки зрения научного подхода
С точки зрения науки чтение возможно при помощи движения глаз. Типов движения глаз существует несколько:
- плавное слежение (слишком медленное движение глаз за объектом вводит в сон);
- вергентное движение (когда глаза движутся к носу, чтобы сосредоточиться на предмете);
- вестибулярные движения глаз (глаза неподвижно концентрируются на предмете).
Однако во время чтения наши глаза двигаются быстро и судорожно. Такие движения называются саккадами. Когда глаз останавливается и фокусируется на тексте — это фиксация.
Есть три диапазона зрения:
- Фовеальное (охватывает около двух визуальных градусов в центре сетчатки)
- Парафовеальное (примерно пять градусов по обе стороны объекта концентрации)
- Периферийное (расплывчатое). Можно разглядеть фигуры, движение, но не поймать детали.
В то время как фовеальное зрение очень чётко воспринимает детали.
И это важно для чтения. Большая часть диапазона — фовеальная.
Кроме того, скорость чтения определяется не только фиксацией и саккадмами. Существует ещё время обработки когнитивных данных, которые необходимы, чтобы понять то, что вы только что прочитали.
Рабочая память — та, которая используется во время чтения.
Исследования показали, что наша память может обрабатывать только четыре куска информации, которая слабо связана по смыслу. Куски для трудного материала, о котором вы слышали, будут незначительными, в то время как куски с информацией, с которой вы знакомы, будут больше. Мозг не может обрабатывать чрезмерно большой объём информации за раз. Слишком быстрое чтение может привести к отсутствию понимания.
По сути, чтение разбивается на трёхэтапный процесс:
- Саккада
- Фиксация
- Когнетивная обработка паузы
Когда мы читаем, то практически пропускаем много слов на странице.
Слова могут быть разделены на два разных типа:
- слова содержания — контент (слова, которые выражают основные идеи);
- слова-функции (которые выражают грамматическую связь между этими содержательными словами).
Исследования показали, что читатели фиксируют около 85% слов содержания в любом заданном тексте. При этом они сосредотачиваются только на 35% функциональных слов.
Чтение также включает в себя регрессии, возвращение к ранее прочитанным словам. Для прокаченных читателей около 15% их времени чтения будет состоять из этих регрессий.
Теперь, с помощью этого понимания, давайте посмотрим, какова реальная скорость чтения.
Некоторые специалисты говорят, что можно повысить скорость чтения до 1200 слов в минуту.
Исследования показали, что большинство людей читают 200-400 слов за 60 секунд.
Существует концепция приспосабливания к чтению.
Предполагается, что вы должны читать с определённой скоростью. Но в действительности это не так.
Когда вы читаете более сложный материал, скорость чтения снижается. Почему? Чтобы можно было понять прочитанное. Или, наоборот, когда вы читаете что-то, где смысл более понятен или это уже было прочитано ранее, скорость чтения можно увеличить без большой потери для понимания.
В общем, если вы читаете 200-400 слов в минуту, это считается нормой.
Однако не столь важно, насколько быстро вы читаете. Главное, чтобы это не происходило в ущерб пониманию и усвоению текста.
И не стоит перегружать мозг информацией, особенно ненужной и бессмысленной.
Приятного вам чтения!
Читайте также
- Как создать свой сайт самому бесплатно: универсальные способы
- Как сделать скриншот на компьютере, планшете и телефоне: быстрые и удобные способы
- Как заработать в интернете: 10 рабочих способов
- Как правильно составить резюме: простые, но эффективные советы