Как научиться быстро читать: методы и упражнения

Как научиться быстро читать — эта мысль приходит всё чаще в наш ум при столь обширном количестве информации.

Навык быстрого чтения называется скорочтение. В современном обществе он становится одним из передовых. Но читать быстро, пропуская при этом часть слов, — не есть истинное скорочтение.

Этот полезный навык формируется за счёт расширения поля зрения, которое достигается путём многократных упражнений (с применением обучающих программ). Расширение восприятия текста происходит с помощью специальных упражнений, разработанных именно для развития концентрации и обработки информации. Это становится возможным благодаря многократным целенаправленным действиям — тренировкам.

Достигнув определённого уровня быстроты восприятия и анализа прочитанного, этот навык необходимо будет поддерживать (с помощью специальных упражнений и чтения), как и в любом мастерстве.

Фото: static.basaer-online.com

Отвлекаясь при чтении, мы зачастую вынуждены возвращаться назад в тексте и перечитывать заново предложение, абзац, иногда целую страницу.

Попробуйте читать не отвлекаясь. Не позволяйте мыслям рассеиваться, так или иначе обращая внимание на внешние и внутренние признаки.

Можно попробовать включить секундомер, чтобы проследить, сколько времени получится не отвлекать внимание от чтения.

Развитие концентрации — вот что необходимо в первую очередь осваивать для правильного постижения навыка скорочтения. Именно концентрация является основным методом.

Не научившись с умом погружаться в информацию, действительно значимого результата достичь не получится.

Итак, первый метод освоения скорочтения — развитие концентрации.

Второй — расширение кругозора (широты восприятия текста). В данном методе происходит постепенное развитие периферийного зрения. Для этого есть определённые упражнения: в виде программ, приложений, тестов. Например, таблицы Шульте.

Фото: visiosmart.ru

Смысл задания — найти числа по возрастанию максимально быстро. Нужно следить за тем, чтобы глаза и внимание не разбегались. Для этого необходимо:

  • сосредоточить свой взгляд на нарисованном в центре таблицы числе или глазе;
  • поиск чисел в квадрате производить беззвучно;
  • не отводя взгляда от центра, постараться увидеть все цифры на таблице и пересчитать их.

Далее можно попробовать воссоздать расположение чисел в таблице по памяти (расчертить таблицу и вписать числа в определённой последовательности, как они находились в таблице).

Это простое со стороны упражнение имеет существенную основу для развития памяти и внимания.

Можно ещё усложнить задание, заменив определённую последовательность чисел на отдельно взятые блоки. Соответственно, нужно искать блоки, состоящие из набора чисел (например, найти блок из набора цифр 3,11,8,19,21, за ним другой и так далее).

В итоге мозг будет нарабатывать навык, автоматически выделять ключевые слова из текста, необходимые для того, чтобы воспринять, осознать и запомнить.

Также для широты восприятия текста эффективным упражнением будет учиться читать, не двигая глазами. Поначалу это покажется очень трудным, но по мере целенаправленного продвижения в практике будет и результат.

Фото: mikeshreeve.com

Третий метод — развитие памяти.

Существует большой выбор путей для развития качества памяти (специальные приёмы, программы, приложения), один из неоспоримых способов — стихотворения. При этом развивается творческое образное мышление, благодаря которому информация переводится из краткосрочной памяти в долгосрочную. Открывается доступ к визуальному каналу восприятия. Иными словами, визуальной памяти.

Для развития данного метода не лишним будет выполнение упражнения по образному запоминанию цифр, суть которого — создать образ, соответствующий определённой цифре. По данному методу запоминания можно хранить в памяти номера телефонов длительное время.

Лучше это делать с секундомером, чтобы каждый раз отмечать и нарабатывать скорость запоминания числового ряда.

Хорошим примером по практике техники скорочтения является книга Наталии Барановой «Скорочтение».

Фото: eydeticamarina9.blogspot.com

Скорочтение с точки зрения научного подхода

С точки зрения науки чтение возможно при помощи движения глаз. Типов движения глаз существует несколько:

  • плавное слежение (слишком медленное движение глаз за объектом вводит в сон);
  • вергентное движение (когда глаза движутся к носу, чтобы сосредоточиться на предмете);
  • вестибулярные движения глаз (глаза неподвижно концентрируются на предмете).

Однако во время чтения наши глаза двигаются быстро и судорожно. Такие движения называются саккадами. Когда глаз останавливается и фокусируется на тексте — это фиксация.

Есть три диапазона зрения:

  1. Фовеальное (охватывает около двух визуальных градусов в центре сетчатки)
  2. Парафовеальное (примерно пять градусов по обе стороны объекта концентрации)
  3. Периферийное (расплывчатое). Можно разглядеть фигуры, движение, но не поймать детали.

В то время как фовеальное зрение очень чётко воспринимает детали.

И это важно для чтения. Большая часть диапазона — фовеальная.

Кроме того, скорость чтения определяется не только фиксацией и саккадмами. Существует ещё время обработки когнитивных данных, которые необходимы, чтобы понять то, что вы только что прочитали.

Рабочая память — та, которая используется во время чтения.

Фото: psychanalyse.ru

Исследования показали, что наша память может обрабатывать только четыре куска информации, которая слабо связана по смыслу. Куски для трудного материала, о котором вы слышали, будут незначительными, в то время как куски с информацией, с которой вы знакомы, будут больше. Мозг не может обрабатывать чрезмерно большой объём информации за раз. Слишком быстрое чтение может привести к отсутствию понимания.

По сути, чтение разбивается на трёхэтапный процесс:

  1. Саккада
  2. Фиксация
  3. Когнетивная обработка паузы

Когда мы читаем, то практически пропускаем много слов на странице.

Слова могут быть разделены на два разных типа:

  • слова содержания — контент (слова, которые выражают основные идеи);
  • слова-функции (которые выражают грамматическую связь между этими содержательными словами).

Исследования показали, что читатели фиксируют около 85% слов содержания в любом заданном тексте. При этом они сосредотачиваются только на 35% функциональных слов.

Чтение также включает в себя регрессии, возвращение к ранее прочитанным словам. Для прокаченных читателей около 15% их времени чтения будет состоять из этих регрессий.

Теперь, с помощью этого понимания, давайте посмотрим, какова реальная скорость чтения.

Фото: avenue-life.jp

Некоторые специалисты говорят, что можно повысить скорость чтения до 1200 слов в минуту.

Исследования показали, что большинство людей читают 200-400 слов за 60 секунд.

Существует концепция приспосабливания к чтению.

Предполагается, что вы должны читать с определённой скоростью. Но в действительности это не так.

Когда вы читаете более сложный материал, скорость чтения снижается. Почему? Чтобы можно было понять прочитанное. Или, наоборот, когда вы читаете что-то, где смысл более понятен или это уже было прочитано ранее, скорость чтения можно увеличить без большой потери для понимания.

В общем, если вы читаете 200-400 слов в минуту, это считается нормой.

Однако не столь важно, насколько быстро вы читаете. Главное, чтобы это не происходило в ущерб пониманию и усвоению текста.

И не стоит перегружать мозг информацией, особенно ненужной и бессмысленной.

Приятного вам чтения!

Читайте также

Сделай Чеснок своим источником новостей в Яндекс.Новости или Google News. Подписывайся на наш телеграм. Только самые важные новости!

Back to top button