Продажа вагонов и массовые увольнения, что происходит на Латвийской железной дороге?
ЛЖД выставила на аукцион около 70 вагонов и два локомотива, кроме того, в соцсетях появились сообщения от людей, утверждающих, что они являются работниками Латвийской железной дороги, которые заявляют: на железной дороге опять грядут массовые увольнения. Действительно ли руководство латвийских железных дорог вновь начало увольнять людей, и для чего латвийцам понадобилось продавать подвижной состав, разбирался Чеснок.
Купите вагон!
На днях латвийская компании SIA «LDz Cargo», которая является «дочкой» ЛЖД, выставила на аукцион 66 душных грузовых вагонов и два тепловоза ТЭП 70-0234 и ТЭП 70- 0250. Вагоны компания оценила в 10 тысяч евро каждый, а тепловозы в 102 и 120 тысяч евро.
Все выставленное на продажу имущество находится на территории Украины.
Как сообщили представители ЛЖД, оба аукциона признаны несостоявшимися, поскольку никто не подал заявку на участие в них.
Так для чего же всё-таки понадобилось продавать необходимые для перевозки грузов вагоны и тепловозы?
Дело в том, что «LDz Cargo» не просто входит в состав ЛЖД, основная деятельность компании – грузоперевозки, и за прошлый год ее прибыль снизилась почти на 40%. А прибыль всего концерна Латвийских железных дорог в 2023 году, по сравнению с 22-м, снизилась на 10%.
Посты в соцсетях, или вновь увольнения?
Вероятнее всего, с падением прибыли связан и пост, появившийся в конце прошлого месяца в соцсетях, от человека, который утверждает, что работает в ремонтном депо в Риге. Автор поста сообщил, что к нему «пришли из офиса» и предупредили: условия контрактов будут пересмотрены и, если работники не примут изменившиеся условия, им грозит сокращение.
Он также отмечает, что профсоюз не предлагает никаких решений сложившейся ситуации.
«Коллега из Даугавпилса тоже говорит: к ним приходили, готовят сокращение. В основном, все молодые уйдут, оставят лишь тех, кто будет молчать и пойдёт на уменьшение зарплаты, или за те же деньги согласится взять ещё полставки», — пишет автор.
В конце поста он заявляет: если так будет продолжаться и дальше, необходимо организовать забастовку.
В комментариях под постом одна из читательниц написала: у нее муж тоже работает на ЛЖД машинистом, и у него скоро заканчивается пятилетний контракт. И хотя работы было немного, «спасали дополнительные смены, которые получалось брать, подменяя коллег».
«Вчера мужа уведомили, что контракт с ним продлевать не будут, хотя помощнику машиниста продлили, а ему, между прочим, скоро на пенсию, причём, данный персонаж, любитель выпить, и неоднократно забивал на работу!!! И так повсеместно в ЛЖД», — с негодованием пишет женщина.
После опубликования постов в некоторых русскоязычных латвийских СМИ появилась информация о том, что на ЛЖД идут массовые увольнения. Правда, за прошедшее с тех пор время никаких официальных комментариев или дополнительных подтверждений в прессе не появилось.
«Хорошая» традиция?
Может ли информация о массовых увольнениях на Латвийской железной дороге быть правдивой, учитывая, что за последние дни никаких комментариев либо подтверждений в СМИ так и не появилось?
На этот вопрос поможет ответить экскурс в недавнее прошлое ЛЖД: выясним, происходили ли массовые увольнения там в последние годы.
Оказывается, происходили, и не раз. Самые недавние – в июне 2024 года, когда на сайте ЛЖД появилось объявление о сокращении 298 сотрудников, задействованных на уборке территорий и объектов железнодорожной инфраструктуры.
Тогда руководство железной дороги объяснило сокращение «повышением эффективности функции очистки помещений и территорий железнодорожной инфраструктуры». Проще говоря, всю уборку территории, перронов, зданий и прочего было решено передать на аутсорс.
Стоит отметить, что в заявлении по поводу увольнения работников было сказано: организациям, которые получат контракты на уборку, представят сотрудников, которые выполняли уборку на этих объектах ранее. Таким образом, «будет рассмотрена возможность привлечения этого персонала и для дальнейшей уборки объектов и территорий железнодорожной инфраструктуры». Нужны ли клининговым компаниям, выигравшим тендеры на уборку территорий ЛЖД, уволенные уборщики, не сообщается.
Но это не самые массовые увольнения на ЛЖД. Начиная с 2020 года, Латвийская железная дорога провела несколько «массовых чисток» в рядах своих сотрудников, то есть, похоже, что на все проблемы, с которыми сталкивалось предприятие, топ-менеджмент отвечал увольнениями.
В 2020 году были уволены почти полторы тысячи сотрудников, поскольку 2019 год, как отметили в официальном заявлении представители ЛЖД, «был наполнен потрясениями для концерна и всей латвийской транзитной и транспортной отрасли (…), экономическая и политическая ситуация в регионе вызвала существенное снижение объема входящих и исходящих грузов». В конце заявления руководство компании выказало надежду, что в 21 году удастся вернуться к «финансовому равновесию».
И действительно, начиная с 2018 года, грузооборот ЛЖД неуклонно падал: с 50 миллионов тонн в 2018 году до менее, чем 40 миллионов тонн, в 2020. 21, 22 и 23 годы облегчения не принесли, наоборот, график количества перевозимых по ЖД грузов пошел вертикально вниз и упал до отметки 15 миллионов тонн в 2023 году.
На фоне падения объема грузоперевозок руководство ЛЖД стало разрабатывать новые бизнес-модели, которые должны были вывести компанию из кризиса. Железнодорожники начали оказывать экспедиторские морские и автомобильные экспедиторские услуги, а также предоставлять в аренду терминалы и склады. Кроме того, была заморожена программа электрификации крупных железнодорожных объектов, финансы перераспредили на менее крупные проекты.
Но 2021 облегчения не принес и ЛЖД объявили о необходимости увольнения ещё почти 700 работников, а в 2022 году руководство железной дороги заявило, что необходимо уволить ещё 600 человек.
За несколько лет количество сотрудников ЛЖД сократилось с почти 10 тысяч до 7 тысяч человек.
Как отмечают СМИ, затяжной кризис на ЛЖД, связанный, во многом, с падением объема грузоперевозок, продолжился и в начале этого года. Поэтому сообщения в соцсетях о грядущих сокращениях уже не выглядят фейком. Возможно, руководство ЛЖД пока не хочет афишировать очередную «оптимизацию», учитывая, что в начале лета было уволено почти 300 сотрудников, а, может, на железной дороге пытаются очередное сокращение растянуть во времени, чтобы оно не напоминало очередное массовое увольнение.