Обзоры

Топ пять истребителей всех времён

Страны покупают истребители для решения национальных стратегических задач, и эти самолеты должны соответственно оцениваться по их способности решить эти проблемы. Таким образом, главный вопрос заключается в следующем: насколько хорошо этот самолет помог решить стратегические проблемы стран, которые его построили или купили? 

Этот вопрос приводит к следующим критериям оценки:

Боевые характеристики: как этот самолет выдержал конкуренцию, включая не только другие истребители, но и бомбардировщики и наземные установки?

Надежность: могли ли люди рассчитывать на то, что этот самолет будет сражаться, когда это необходимо, или он провел больше времени в ремонте, чем в воздухе?

Стоимость: что организация и нация должны были заплатить с точки зрения крови и денег, чтобы заставить этот самолет летать?

Вот эти параметры и вот мои ответы:

СПАД S. XIII:

В раннюю эпоху военной авиации технологические инновации двигались с такой скоростью, что современные самолеты становились устаревшими смертельными ловушками в течение года. Инженеры во Франции, Великобритании, Германии и Италии работали постоянно, чтобы опередить своих конкурентов, производя новые самолеты каждый год. Развитие оперативной тактики сопровождалось развитием техники, хотя вклад летчиков играл важную роль в том, как конструкторы собирали новые самолеты вместе.

В этом контексте выбор доминирующего бойца из той эпохи затруднен. Тем не менее, СПАД S. XIII выделяется своими боевыми характеристиками и простотой изготовления. Основанный в значительной степени на советах французских авиаторов, таких как Жорж Гинемер, XIII не обладал маневренностью некоторых своих современников, но мог опередить большинство из них и очень хорошо выполнял как подъем, так и пикирование. Производить его было достаточно просто, и в итоге на вооружение поступило почти 8500 таких самолетов. Значительные проблемы ранней надежности были решены к концу войны, и в любом случае были подавлены боеспособностью XIII.

СПАД S. XIII пополнял не только французские истребительные эскадрильи, но и воздушные службы союзных стран. Американский ас Эдди Риккенбакер сбил двадцать противников, летая на XIII, многие из них были самыми передовыми немецкими истребителями того времени, включая Fokker D. VII.

СПАД XIII помогал союзникам удерживать линию фронта во время наступления Людендорфа и контролировал небо над Францией во время контрнаступления. После войны он оставался на вооружении во Франции, Соединенных Штатах и десятке других стран в течение нескольких лет. В важном смысле СПАД XIII устанавливал послевоенный стандарт того, что должен был делать истребительный самолет.

Грумман F6F Хеллкэт (англ. Grumman F6F Hellcat)

Конечно, ВВС летают не только на истребителях. F6F Hellcat не может сравниться со Spitfire, P-51 или Bf 109 по многим основным летным характеристикам, хотя его способность к набору высоты была первоклассной. Однако то, что F6F мог делать лучше всех так это надёжно летать с авианосцами. Вступив в войну в сентябре 1943 года, он выиграл 75% воздушных боёв в Тихом океане. F6F был хорошо вооружен и мог нанести значительный боевой урон, чем его современники. В целом, F6F имеет почти 5200 уничтоженных противников при потере 270 самолетов в воздушном бою.

Наступление авианосцев США во второй половине Второй мировой войны, вероятно, является крупнейшим единичным примером использования решающей роли воздушной силы в мировой истории. Hellcats и их родственники (пикирующий бомбардировщик Douglas SBD Dauntless и торпедоносец Grumman TBF Avenger) уничтожили боевую мощь Имперского японского флота (IJN), надломили островную империю Японии и подвергли её разрушительному воздушному нападению и угрозе вторжения.

В 1943 году Соединенные Штаты нуждались в истребителе, достаточно прочном, чтобы выдержать бои, проходившие вдали от большинства баз, но достаточно быстром и проворном, чтобы победить лучшее, что могла предложить японская армия. Жесткий и надежный, как кирпич, Hellcat подходит для этой роли.

Messerschmitt Me-262 Ласточка:

Me 262 Schwalbe (Ласточка, на русском) не смог выиграть войну для Германии и не смог остановить наступление. Однако, если бы немецкие военные власти приняли правильные решения, они могли бы, по крайней мере, выполнить второе.

Известный как первый в мире эксплуатируемый реактивный истребитель, полномасштабное производство Me 262 было задержано сопротивлением внутри немецкого правительства и люфтваффе, которые сопротивлялись выделить ресурсы для экспериментального самолета без четкого назначения. Ранние попытки превратить его в истребитель-бомбардировщик провалились. Поскольку необходимость в превосходном перехватчике стала очевидной — Me 262 нашел свое место. «Ласточка» оказалась разрушительной против американских бомбардировочных формирований и могла обогнать американские самолеты преследования.

Ме-262 едва ли можно было назвать идеальным истребителем: ему не хватало маневренности лучших американских перехватчиков, и как американские, так и английские пилоты разрабатывали тактику управления «ласточкой». Хотя производство страдало от некоторых ранних проблем с двигателями, к более поздним этапам войны производство было достаточно легким, настолько, что самолёт можно было производить в подземных помещениях.

Но если бы он пришел на линию немного раньше, Me 262 мог бы остановить наступление союзных войск на Германию.

Нацистская Германия нуждалась в срочном изменении правил игры, самолете, способном сделать цену слишком высокой для союзников. Me-262 появился на сцене слишком поздно, чтобы решить эту проблему, но трудно представить себе какой-либо самолет, который можно было поставить рядом тогда.

МиГ21 (по кодификации НАТО: Fishbed) 

Странный выбор для этого списка? МиГ-21 известен в основном как корм для других великих истребителей холодной войны. Fishbed (по терминологии НАТО) служил удобной жертвой во Вьетнаме и во множестве ближневосточных войн, некоторые из которых он вел с обеих сторон.

Но… Миг-21 дешевый, быстрый, маневренный, имеет низкие эксплуатационные требования. На нём относительно легко научиться летать. ВВС разных стран продолжали закупать МиГ-21 еще долгое время. Около 13 000 экземпляров МиГ-21 поступили на вооружение по всему миру. В некотором смысле он — это АК-47 (или Т-34, если вы предпочитаете танки) мира истребителей. Пятьдесят стран летали на МиГ-21, и он летал в течение пятидесяти пяти лет. Он продолжает летать в качестве ключевой боевой силы двадцати шести различных военно-воздушных сил, включая ВВС Индии, ВВС Народно-освободительной армии Китая, ВВС Вьетнама и ВВС Румынии. Будет ли кто-нибудь удивлен, если Fishbed и его варианты все еще летают в 2034 году?

МиГ-21 заслужил аплодисменты американских пилотов-агрессоров, которые отметили его скорость и маневренность, а также сыграли (благодаря вкладу северо-вьетнамских асов, таких как Нгуен Ван ЦК ) важную роль в пересмотре требований превосходства в воздухе в Соединенных Штатах. Когда в нём сидит хороший пилот, он остается опасным противником.

У кого-то судьба заключается в том, чтобы просто появиться, и с 1960 года ни один истребитель не появлялся так часто в самых разных местах, как МиГ-21. Для стран, нуждающихся в дешевом самолёте обеспечивающем контроль над своим воздушным пространством, МиГ-21 уже давно стал идеальным выбором.

McDonnell Douglas F-15 Eagle:

Что уж говорить о F-15 Eagle? Когда он поступил на вооружение в 1976 году, его сразу же признали лучшим истребителем в мире. Сегодня это, возможно, все еще лучший, скорректированный по стоимости истребитель, даже если Су-27 и F-22 превзошли его в некоторых отношениях.

F-15 символизирует эпоху американской гегемонии, от вьетнамской войны до периода доминирования после холодной войны. Разработанный с учетом уроков Вьетнама F-15 превзошел существующие истребители и установил новый стандарт для современного самолета превосходства в воздухе.

Вслед за Вьетнамом Соединенные Штаты нуждались в средстве превосходства в воздухе, которое могло бы победить лучшее, что предлагал Советский Союз. F-15 (в конечном итоге дополненный F-16) обеспечивал это средство. После окончания Холодной войны Соединенные Штаты нуждались в достаточно универсальном планере, чтобы выполнять задачу превосходства в воздухе, а также стать эффективным ударным самолетом. И снова F-15 решил эту проблему.


Данный материал является переводом статьи The National Interest.

Метки (тэги)
Кнопка «Наверх»
Закрыть