Топ пять самых мощных военных кораблей
Великодержавная конкуренция вернулась, а вместе с ней конкуренция морских флотов. Как скажет вам любой историк, соперничество государств движет морским строительством, восходящим еще ко временам греков и персов. После четвертьвекового перерыва верфи вновь строят крупные эсминцы и даже суда крейсерского размера.
Все самые мощные надводные боевые силы мира действуют в условиях соперничества между крупными державами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Пять самых мощных надводных кораблей на планете — это средства для достижения цели мирового господства, фигуры настольной игры в борьбе между доминирующими военными державами послевоенной Азии (США, Япония) и авторитарными государствами (Россия, Китай), бросающих вызов статусу-кво.
Ракетный крейсер типа «Киров»:
Ракетный крейсер типа «Киров» самый крупный надводный боевой корабль построенный после Второй мировой войны. Эти корабли часто называют линейными крейсерами из-за их огромного размера и огневой мощи. «Киров» в длину 76 метров, водоизмещение 24 300 тонн, скорость до тридцати двух узлов благодаря наличию двигательной установки АЭУ (комбинированной ядерной и паровой), которая генерирует шестьсот мегаватт мощности.
Из четырех построенных кораблей все еще находятся в строю только два — «Петр Великий« и «Адмирал Нахимов«. Первоначально корабли были вооружены двадцатью прямоточными противокорабельными ракетами П-700 Гранит (кодовое название НАТО: SS-N-19 «Shipwreck» в переводе «Кораблекрушение»). Каждая ракета может нести 680 килограммовую фугасную или ядерную боеголовку. Быстрые и мощные «кировцы» нужны чтобы выследить и уничтожить американские авианосцы, несущие ядерное оружие.
В настоящее время «Петр Великий» служит на Северном флоте России, а «Адмирал Нахимов» проходит масштабный капитальный ремонт. Как сообщается, после модернизации корабль будет нести новые гиперзвуковые ракеты «Циркон» и зенитно-ракетный комплекс С-500. Ожидается, что «Адмирал Нахимов» будет готов к службе в 2021-2022 годах и войдет в состав Тихоокеанского флота.
Ракетный крейсер класса «Тикондерога»:
Ракетные крейсеры класса «Тикондерога» были первыми американскими кораблями, оснащенными радиолокационной станцией SPY-1, зенитными ракетами SM-2 и боевой системой Aegis. Хотя крейсеры считаются многоцелевыми кораблями, способными вести бой против подлодок и наводных кораблей, всё же основная задача — защита авианосцев США и других крупных и дорогостоящих объектов от массированного воздушного нападения.
Корабли класса «Тикондерога» имеют один из крупнейших ракетных магазинов в мире. 122 вертикальные пусковые шахты, способные нести ракеты ПВО SM-2 и SM-6, перехватчики баллистических ракет SM-3, эволюционировавшие ракеты ПВО ближнего радиуса действия SeaSparrow, крылатые многоцелевые дозвуковые ракеты Tomahawk или противолодочные ракеты ASROC. Корабли также способны нести новую противокорабельную ракету дальнего действия, новые противокорабельные версии Tomahawk и противокорабельную ракету Harpoon.
Двадцать два крейсера класса «Тикондерога«, все еще находящиеся в строю (пять старых кораблей были списаны в конце Холодной войны), имеют длину 170 метров и весят до десяти тысяч тонн с полной загрузкой. Каждый может выдавать более тридцати узлов, благодаря четырем газотурбинным двигателям General Electric LM-2500.
Две особенности делают класс «Тикондерога» особенно мощным: способность некоторых кораблей класса выполнять миссию противоракетной обороны баллистических ракет с использованием перехватчиков Aegis и SM—3, а также способность использовать истребители F—35 и самолеты E—2D Hawkeye раннего предупреждения в качестве расширения ПВО корабля — системы, известной как NIFC-CA.
Эскадренный миноносец типа «Конго»
ВМС Японии столкнувшись с миссией защиты страны от северокорейских ракет малой и средней дальности, ввели в строй четыре эсминца типа «Конго».
Корабли являются копиями американских ракетных эсминцев класса «Берк«. «Конго» и три ее сестры, «Кирисима», «Миоко» и «Чокай», каждая имеют длину 178 метров и могут нести 9400 тонн полной загрузки. Каждый из них был построен с девяноста такими же вертикальными пусковыми шахтами как у класса «Тикондероа». Класс «Конго» очень похож на американского предка, но японская машина всё же имеет отличия: пятидюймовая пушка «Oto-Melara», газовые турбины LM-2500, произведенные по лицензии IHI Japan, и датчики и электроника местного производства.
Эсминцы класса Kongo предназначены для охраны Японии. Оснащенные ракетным перехватчиком SM-3. Два эсминца могут защитить большую часть страны от баллистических ракет. Два «Конго» постоянно находятся в море ради этой цели.
Эскадренные миноносцы типа 055
Эскадренные миноносцы типа 055 — китайские корабли постройка которых началась ещё в 2014 году. Являясь продолжением типа 052, эти корабли крупнее и более способны, чем любой другой корабль схожего класса, и, вероятно, составляют жесткую конкуренцию крейсерам класса «Тикондерога«.
Корабли типа 055 имеют длину 180 метров, что делает их длиннее, чем «Тикондерога«, и весят примерно свыше десяти тысяч тонн. Как и их американские коллеги, эсминцы типа 055, вероятно, созданы для роли телохранителей авианосного флота Китая, с возможностью взять на себя бой с подлодками и кораблям в случае необходимости.
Одна особенность, из-за которой тип 055 в этом списке: в общей сложности 112 вертикальных пусковых шахт, каждая из которых может нести противокорабельные крылатые ракеты YJ-18A и YJ-100, крылатые ракеты наземной атаки или ракеты ПВО HQ-9B большой дальности. Эти корабли также используют ракеты HHQ—10 малой дальности класса «земля-воздух», аналогичные натовской ракете с подвижным корпусом (RIM-116), и системы ближнего боя H/PJ-11, аналогичные американской Mark 15 Phalanx CIWS.
Китай выпустил два корабля типа 055 одновременно в июле 2018 года, в общей сложности шесть кораблей находятся в разной степени готовности. Китай как считают рассчитывает построить восемь эсминцев.
Эскадренные миноносцы типа «Арли Берк«
Названные в честь знаменитого командира эсминца, эсминцы класса «Арли Берк» являются самыми многочисленными крупными надводными боевыми кораблями. Во многих отношениях этот класс был успешным переносом технологий и вооружения класса «Тикондерога» (за исключением пятидюймовой пушки и двадцати шести вертикальных пусковых шахт) на меньшую платформу.
Первый корабль в этом классе был заложен в 1988 году и поступил на вооружение в 1991 году. С тех пор корабли этого класса не переставали строить, за исключением периода в 2010-ч гг.. Корабли имеют длину 153 метра и весят до 7900 тонн, причем более старые суда весят больше. Четыре газовые турбины LM2500 разгоняют корабли до скорости, превышающей тридцать узлов.
Каждый из них оснащен одной пятидюймовой двухцелевой пушкой, девяносто шестью вертикальными пусковыми шахтами, радаром SPY-1 и боевой системой Aegis, а также противокорабельными ракетами Harpoon. Начиная с конца 1990-х годов, возможность базирования вертолетов была добавлена двумя вертолетными ангарами. Третья крупная модификация класса Flight III, заменит радар SPY-1 на новый радар ПВО противоракетной обороны SPY-6. Как и некоторые корабли класса «Тикондерога», несколько кораблей типа «Берк» способны выполнять задачи по противоракетной обороне, с помощью баллистических ракет с комбинацией Aegis и перехватчиками SM-3.
Существует шестьдесят два эсминца «Берк«, и еще четырнадцать находятся на стадии строительства или заключения контракта, представляя самый массовый класс крупных надводных боевых кораблей.
Данный материал является переводом статьи из американского издания The National Interest.