Особенности занятий гимнастикой с детьми дошкольного возраста
В дошкольном возрасте закладываются основы мировосприятия и мироощущения, дается «старт» будущей деятельности ребенка. Очень важным аспектом является физическое развитие, а детская гимнастика помогает телу окрепнуть (согласно источника). Именно от взрослого (родителя или наставника) зависит то, как ребенок будет познавать «азы» физических упражнений и занятий. Тренировки способствуют раскрытию потенциала и могут стать благодатной «почвой», на которой взростится сильный характер и личность.
Период взросления сопровождается различными физиологическими и психологическими изменениями. Поэтому для каждого возрастного этапа созданы определенные методики физического воспитания.
В процессе тренировок стоит обращать внимание не только на физические данные ребенка, но учитывать его возраст, характер, свойства личности, склонности и интересы. К каждому требуется индивидуальный подход.
Тренеру важно знать, что в дошкольном периоде (с 3 до 6 лет) дети ранимы и эмоционально нестабильны, мыслят в основном образами, у них переменчивое поведение и несколько рассеянное внимание. Сложные движения даются им нелегко, но сам процесс освоения нового вызывает большой интерес. В дошкольном возрасте гимнастика для детей лучше усваивается путем подражания. Тренер должен знать все эти особенности и обязательно учитывать их при проведении занятий.
Важно еще и вызывать интерес, стимулировать ребят к достижению результатов, к участию в играх и соревнованиях. Этого можно добиться не только собственным примером, но и вербально, положительным настроем и подбадриваниями. Поведение ребенка во время командных игр и тренировок может многое сказать о его качествах и будущих перспективах.
Занятия художественной гимнасткой развивают не только выдержку, ловкость и дают определенные навыки, они воспитывают эстетическое восприятие. Гимнастика сейчас представляет собой удачное сочетания спорта и искусства. Если ребенок увлечен занятиями и с удовольствием их посещает, то можно с уверенностью сказать, что он развивается как физически, так и духовно. Возможно, из него вырастет будущий призер или чемпион.
В дошкольном возрасте посещение тренировок носит больше оздоровительный характер, но иногда именно в это время закладываются основы последующей деятельности.
Как правильно проводится гимнастика для дошкольников
Нужно показывать на своем примере упражнения и приемы и словесно проговаривать каждое действие. Очень важна поддержка тренера, как физическая, так и психологическая. В этом возрасте актуально применять игру и ориентировки (зрительные и звуковые), идеомоторный метод (метод представлений), а также музыкальное сопровождение. Гармоничное сочетание вышеназванных приемов поможет заинтересовать ребенка, повысит его активность, сознательность и желание заниматься.
Дети-дошкольники склонны уставать от однообразия и систематических повторений движений, поэтому для них нужно организовывать тренировки короткие, но чаще повторяющиеся. Следует применять игровой метод с добавлением психогимнастических методик. В процессе проведения гимнастки для детей стоит избегать перегрузок, ведь детский организм еще недостаточно готов к выполнению сложных упражнений и к высокой интенсивности занятий.
Применение музыкального сопровождения позволяет лучше освоить ритм и темп, стимулирует старательность и интерес, помогает освоить музыкально-двигательную задачу тренировок. Развить воображение и творческое мышление помогут музыкальные игры и импровизации.
Итак, при обучении детей художественной гимнастике тренер должен придерживаться следующих принципов:
- Наглядность.
- Вербализация (ясные, краткие и выразительные объяснения).
- Организация урока в виде игры.
- Использование музыкального сопровождения.
- Применение идеомоторных практик, способствующих усовершенствованию двигательных навыков.
- Применение ориентировочного метода путем звуковых сигналов, зрительных ориентиров и прочего.
Использование данных методик поможет воспитать в ребенке спортивный дух и сподвигнет его к достижению новых и лучших результатов.