Орск под водой: какие проблемы вскрылись после прорыва дамбы
В России в Орске и Оренбурге в начале апреля произошло стихийное бедствие – из-за сильного паводка и прорыва дамбы тысячи домов оказались погребенными под водой, эвакуированы тысячи человек. Ущерб оценивается миллиардами рублей.
Как такое могло произойти и какие последствия принесет прорыв дамбы? Какие выводы сделали чиновники, и что стало истинной причиной трагедии в Оренбуржье.
Наводнение в Оренбургской области
Один из самых мощных потопов за последние десять лет обрушился на Оренбургскую область, собрав все несчастья в одном месте. Зимой были аномальные снегопады по всему Уралу, после чего внезапно наступило тепло, а местные власти не были готовы к таким погодным катаклизмам.
Несмотря на то, что сигналы об этом были видны за несколько дней до катастрофы. И местные жители даже жаловались официально на состояние дамбы.
Одним из главных пострадавших городов стал Орск, второй по величине в области. Дамба, созданная для предотвращения наводнений, была разрушена стихией, хотя местные чиновники заверяли, что она продержится.
В результате пришлось спасать более десяти тысяч человек. Начиная с утра 7 апреля, местные власти сообщили, что ситуация в Орске развивается в худшем сценарии, и оценили масштаб подтопления в тысячи домов, особенно в жилом секторе. Глава МЧС России Александр Куренков прибыл в город по приказу президента.
После этого «поплыл» и областной центр Оренбург. При этом в 1942 и 1957 годах в Орске уже случались крупные наводнения, которые разрушили город. Однако в 1966 году было наполнено Ириклинское водохранилище, которое стало жизненно важным для ГРЭС. Благодаря строительству плотины, вода стала контролироваться и перенаправляться, что спасало город от новых разрушений.
Все о дамбе в Орске
Несмотря на наличие плотины и водохранилища, небольшие подтопления в Орске продолжали случаться время от времени. Для окончательного решения проблемы в 2010 году начали строительство двух дамб — правобережной и левобережной.
Высота дамбы была определена по архивным данным о максимальном уровне воды за столетие. Были предприняты меры на случай превышения критических значений, включая специальные участки для перелива воды в поля.
К началу 2014 года было завершено строительство дамбы, причем общий затраты на проект, по различным оценкам, колебались от 910 миллионов рублей до 930 миллионов рублей. ГУП «Облжилкомхоз», закрывшееся в 2017 году, выступило заказчиком, а АО «Спецстрой-3», существующее в настоящее время, было генподрядчиком.
Финансирование строительства дамбы осуществлялось за счет трех источников: федерального, регионального и городского бюджетов. Если использовались средства из федерального бюджета, то Росфиннадзор назначает независимую экспертизу для контроля исполнения в соответствии с законодательством.
В интервью журналу Forbes директор ООО «МЭКА» и судебный эксперт Олег Дюкарев поделился, что в 2014 году он был приглашен в качестве эксперта для проведения оценки соответствия работ и их цены по правобережной дамбе.
Он отметил, что перечень всех недочетов в проекте был на 17 страницах, а общая сумма неправомерного завышения цен при строительстве достигала 81 миллион рублей. Для укрепления дамбы использовалась песчано-глинистая смесь, в которую вкладывались каменные глыбы. Дюкарев вспомнил, что в смете подрядчик указал, будто эти камни переносились в руках, хотя на самом деле они укладывались специальной техникой.
Глава Орска Василий Козупица в своем Telegram-канале написал 3 апреля, что жители Орска не должны переживать из-за возможного прорыва дамбы. Так как раньше, когда ее не было в городе постоянно возникали подтопления на улице Набережной во время весеннего половодья. На сегодняшний день такого риска нет, утверждал градоначальник.
Но на деле уже через три дня в городе началось масштабное наводнение. В результате которого даже были погибшие и пострадавшие.
Дело в том, что дамба не устояла. И причины этому называются разные.
Почему прорвало дамбу в Орске
Портал MSK1.RU провел интервью с учеными, специализирующимися на строительстве гидротехнических сооружений. Они высказали предположения о причинах и последствиях прорыва дамбы.
Один из экспертов, кандидат технических наук и бывший политик, Владимир Тетельмин, утверждает, что дамба в Орске могла быть построена из материалов низкого качества, подверженных эрозии. Также власти города уделяли недостаточное внимание к ремонту и обслуживанию дамбы.
Ученый считает, что дамбы должны быть построены из бетонных материалов, чтобы гарантировать их надежность. Он отмечает, что галька, гравий, песок и суглинок, из которых обычно строятся дамбы, слишком подвержены размыву. Эти материалы выбираются лишь из-за своей доступности и низкой стоимости. Даже небольшой ручеек, прорвавшись через гребень дамбы из грунтовых материалов, способен постепенно разрушить ее, образовав огромный проран, через который прорвется мощный поток воды.
«Дамба — это напорное сооружение. Под действием перепадов напора в этих грунтах образуются фильтрационные потоки, которые могут вначале выносить мелкие частицы [дамбы] и, усиливаясь, выносить всё более крупные. Так образуется сквозной ход, через который может хлынуть большая вода и разнести всё сооружение», — пояснил эксперт.
Профессор Тетельмин считает, что проран, образовавшийся в основании дамбы, является следствием процесса разрушения сооружения. Он пояснил, что именно такие случаи приводят к катастрофическим последствиям. Ученый сделал вывод, что в Оренбургской области произошла катастрофа из-за несоответственного обращения с плотиной. Это прямое следствие небрежного отношения к дамбе.
По словам эксперта, дамбы должны проходить тщательные и регулярные проверки, чтобы убедиться, что на них нет проблемных участков. Следует наблюдать за нижней частью плотины и исправлять просадки грунта вовремя.
Избежать образования фильтрационных потоков и трещин в плотине тоже было возможно. Специалисты должны следить за сооружением дамбы, так как это очень важно. В этот раз, кажется, никто не следил за ней, хотя было известно о предстоящем наводнении из-за большого количества осадков зимой.
«Казахстан, соседняя страна Оренбургской области, уже затоплена, как и Омская область. Обычно степные районы страдают от недостатка воды, но теперь все они погрязли в ней. Это было предсказуемо, но никто не принял меры заранее», — констатировал Тетельмин.
Специалист объясняет, что эффективнее содержать сооружение в хорошем состоянии и предотвращать аварии, чем потом тратить огромные суммы на устранение последствий и компенсации пострадавшим. Сейчас же никто не знает, сколько времени займет устранение последствий.
«Пока вода не отступит, пока не доставят грунт на место… Сейчас ничего не поделаешь. Можно, конечно, попытаться восстановить дамбу, но уже половина города затоплена. Это уже катастрофа, ничего не поделаешь», — резюмировал Тетельмин.
Другой экспет, Александр Бестужев, ученый и доцент, предупреждает о том, что нельзя делать поспешные выводы о причинах разрушения дамбы и о ее состоянии до катастрофы.
«Нужно обращаться к МЧС и тем, кто знает о дамбах. Узнавать, почему произошел перелив через гребень дамбы. Возможно, неправильное проектирование или неремонтированные повреждения. Грунтовые сооружения размываются, но это естественный процесс. Наводнения происходят из-за стока с гор, уровень воды повышается. Прогнозировать уровень воды в следующем году невозможно, каждое наводнение уникально», — пояснил Бестужев.
При строительстве сооружений особое внимание уделяется возможности накопления воды в водохранилище, чтобы избежать распространения наводнений. Это важно учитывать на этапе проектирования. Первым шагом в создании дамбы является определение правильной отметки для гребня, чтобы избежать перелива воды через него, отмечает эксперт.
«Сооружения проектируются так, чтобы они могли эту воду саккумулировать в водохранилище, чтобы она не создавала наводнения по всей своей длине. Это можно рассчитать. Первое, что требуется проектировщику при создании дамбы, — это определить такую отметку гребня дамбы, чтобы вода ни при каком случае не переливала через гребень», — констатировал Бестужев.
Он добавил, что лучше воздержаться от строительства дамбы, чем рисковать неправильным проектированием.
При чем здесь грызуны?
Так как истинные причины произошедшего прорыва дамбы пока не до конца ясны, выдвигаются различные нестандартные гипотезы. Например, в ходе интервью на телеканале «Первый» директор компании, ответственной за строительство дамбы, 8 апреля заявил о том, что возможно на состояние объекта повлияли грызуны.
«Когда я внимательно изучил съемки, точное место прорыва, [человеческий] фактор перестал быть для меня решающим, — признался Сергей Комаров. — Остался лишь один вариант — грызуны, которые, возможно, проковыряли эту плотину, и этого было бы достаточно для образования дырочки размером 2-3 сантиметра, чтобы вода начала просачиваться сквозь плотину».
При этом г главный научный сотрудник Института водных проблем РАН Михаил Болгов уверен, что земляную насыпную дамбу суслики, мыши-полевки и даже кроты не могли испортить до такой степени.
Ученый отметил, что грызуны и другие мелкие животные могут обитать в гидротехнических сооружениях, но только в том случае, если они находятся в отдаленной местности, где их не контролируют и не проверяют. Однако, вблизи города, дорог или на рабочей дамбе подобное исключено.
По мнению Михаила Болгова, прорыв произошел по причине сложного сочетания факторов, в основном связанных с недочетами или небрежностью определенных лиц. Один из возможных сценариев подразумевает неправильное или недостаточное проведение инженерных изысканий, таких как анализ почвы на месте будущего строительства плотины. Этот анализ нужен для определения прочности почвы, ее проницаемости и других важных параметров.
При этом эксперт отмечает, что все это необязательно свидетельствует о халатности или коррупции. Возможно, геологи, занимавшиеся этим, не провели достаточно глубокую пробу скважины или не учли какие-то важные факторы. Эксперт отметил, что часто возникают проблемы на этапе строительства из-за нарушений и ошибок.
По словам Михаила Болгова, еще одна распространенная ошибка заключается в неправильном покрытии земли деревьями там, где планируется водохранилище. В соответствии с инженерными стандартами, растения следует полностью вырубать.
Однако, в целях экономии ресурсов, их могут просто засыпать землей. Этот подход может привести к образованию древесного мусора на поверхности водоема, что может привести к засорению стоков и повреждению дамбы.
Дамба или земляной вал?
Министр строительства России Ирек Файзуллин при посещении Орска 11 апреля выразил свою обеспокоенность относительно недостатков в технологии строительства дамбы в Орске. Он сообщил журналистам, что в течение всего времени все ошибочно называли дамбой то, что на самом деле представляет собой простой земляной вал.
Взгляд на предварительный список возможных причин разрушения также нельзя назвать лишним – несоответствующие требованиям прочности грунты, недостаточная укатка, плохое уплотнение и прочие факторы. Однако конкретные детали произошедшего должны быть установлены компетентными органами.
В Орске говорят о дамбе, которая на самом деле нестандартная, стоимость ее не достигает миллиарда рублей, протяженность составляет десять километров. Как цитирует ТАСС, Файзуллин отметил, что на самом деле огромная масса воды, двигаясь с огромной скоростью, оказала давление не на дамбу, а на земляной вал.
Кто и как контролирует дамбы и пути решения проблемы
Как напомнил экс-депутат Государственной Думы РФ, доктор технических наук Владимир Тетельмина, Федеральный закон РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» действует уже давно. Он был разработан и представлен на рассмотрение еще в период, когда Тетельмин занимал пост депутата. На эту тему он высказался в беседе с «Парламентской газетой».
Он подчеркнул, что за дамбами в России все-таки следят. Это стало известно после того, как РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Ростехнадзора сообщило о проведенном обследовании дамбы в Орске в 2020 году.
В результате этого обследования выявлено 38 замечаний, которые были переданы компании, ответственной за эксплуатацию гидротехнического сооружения. Однако из-за «моратория на внеплановые проверки» нельзя было удостовериться в том, что все замечания были устранены.
Такие проверки состояния гидротехнических сооружений в России проводятся раз в пять лет согласно установленным нормам. Каждая такая проверка является масштабным мероприятием, в котором участвует специализированная комиссия.
После проведения проверки составляется документ о безопасности, который может иметь несколько сотен страниц. Ростехнадзор имеет полномочия не только предписывать устранение выявленных проблем, но и устанавливать жесткие сроки для их исправления. В случае невыполнения установленных сроков, могут быть проведены дополнительные проверки.
Бывший депутат был удивлен неясностью концепции так называемого «моратория» на плановые проверки. Он отметил, что как можно говорить о моратории, касающемся человеческих жизней и имущества? Он также отметил, что в будущем инциденты, подобные тому, что произошел в Оренбургской области, станут более распространенными.
Важно понимать, что изменение климата, вызванное глобальным потеплением, имеет серьезные последствия для окружающей среды. Эксперт Владимир Тетельмин высказал мнение, что количество природных катастроф, таких как наводнения и подтопления, будет увеличиваться к 2050 году.
Он подчеркнул необходимость разработки стратегии по определению российских регионов, которые окажутся в опасной зоне и мер по защите людей и предприятий. Однако создание такой программы является длительным, сложным и затратным процессом.